Финансовый профиль клиента как ключевой элемент в деятельности финансовых организаций и поставщиков административных услуг

Одним из важнейших аспектов успешной деятельности финансовых организаций и поставщиков административных услуг является наличие полных и достоверных профилей всех новых и существующих клиентов компании.

Только так организация способна осуществлять мониторинг, оказывать содействие и вести эффективную деятельность в соответствии с требованиями законодательства и директив своей стран. На Кипре все финансовые организации и поставщики административных услуг обязаны следовать положениям законодательства, регулирующего борьбу с отмыванием денег и финансированием террористических организаций, а также директивам кипрской Комиссии по ценным бумагам и биржам CySEC (CySEC – Directive DI144-2007-08 of 2012)..

Для наиболее выгодной системы взаимодействия со своими клиентами каждой финансовой организации необходимо выполнять процедуры идентификации клиента, а также due diligence (проверка благонадежности). При этом, в зависимости от категории риска, к которой отнесен клиент, необходимо обращать особое внимание на постоянную проверку актуальности и верности данных клиента. Результаты каждой такой проверки должны записываться и храниться в соответствующих папках тех или иных клиентов. Тем не менее, если организация обнаружила, что документы клиента недостоверные, или же в них не хватает какой-либо информации, то, вне зависимости, от даты ближайшей проверки, ей необходимо как можно скорее запросить всю необходимую информацию и документы для своей базы данных.

Когда организация только начинает сотрудничество с клиентом, то процедуры идентификации и due diligence должны носить первостепенный характер, а все необходимые документы и данные должны запрашиваться незамедлительно в начале такого сотрудничества. Если же речь идеть о "старом" клиенте сервис-провайдера, то информация должна запрашиваться только в случае, если:

  1. Клиент осуществил какую-либо значимую операцию (в особенности, если данная операция носит необычный характер или отличается от остальных операций регулярного характера);
  2. Изменился правовой статус и структура компании (а именно произошла смена директоров компании, ее секретарей, акционеров, бенефициаров, юридического адреса, доверительных собственников, наименования, сферы деятельности);
  3. Счет клиента претерпел изменения (к примеру, смена уполномоченных лиц или появление нового банковского счета);
  4. Какие-либо транзакции приобрели характер анонимности (к примеру, сделки через интернет, телефон или иные электронные средства, не позволяющие узнать, кто именно осуществляет транзакции).

Как уже отмечалась, процедуры идентификации и due diligence носят обязательный характер и должны производиться как в отношении новых, так и в отношении существующих клиентов компании. Зачастую непредоставление клиентом каких-либо сведений финансовой организации влечет за собой ряд сложностей. В случае, если финансовая организация только начала сотрудничество с клиентом, такое поведение может вызвать у нее подозрения в том, что клиент, возможно, причастен к незаконной деятельности - отмыванию денег или финансированию терроризма. В результате, сотрудничество между организацией и клиентом может прекратится, а в худшем случае служба внутреннего контроля организации может обратиться в орган по борьбе с деятельностью по отмыванию денег и финансированием терроризма MOKAS

В случае же, если организация ранее уже вела сотрудничество с клиентом, отказ от предоставления запрашиваемых сведений может привести к завершению сотрудничества, а иногда даже к обращению в MOKAS, как в случае с новыми клиентами.

Таким образом, финансовый профиль компании должен содержать всю необходимую информацию о причастных лицах и о самой компании, подтверждая, тем самым, достоверный статус клиента и ту деятельность, которую клиент действительно осуществляет. 

Все предоставленные клиентом документы должны основываться на надежных источника и должны быть выданы соответствующими уполномоченными органами без возможности их дальнейшего изменения. Документы должны обязательно включать идентификационные данные клиента и фактический/юридический адрес. Однако это не всегда является гарантией того, что все предоставленные сведения верные. Именно поэтому закон запрещает предоставление одного и того же документа в качестве подтверждения разных сведений (к примеру, паспортных данных и адреса проживания лица). Клиенту обязательно необходимо предоставить два разных юридических документа единовременно. 

Информация, необходимая от клиента для начала делового сотрудничества с финансовой организацией и поставщиком услуг, должна содержать цели и причины установления такого сотрудничества, предполагаемый размер оборота компании, вид финансовых операций компании, источник получения денежных средств и их назначение, финансовое состояние клиента, предполагаемый ежегодный доход, а также подробное описание операционной деятельности компании клиента. 

Также профиль клиента должен включать в себя наименование компании, страну регистрации, адрес головного офиса, информацию о бенефициарах, акционерах и уполномоченных на подписание документов лиц. В случае, если компания клиента является участником группы компаний, то требуется предоставление сведений также и о группе. 

В заключение стоит отметить, что вся информация и подтверждающие документы как о существующих, так и о новых клиентах должна храниться в соответствующих папках. Любая финансовая организация и административный поставщик услуг должны иметь полные и достоверные сведения по каждому клиенту, подтвержденные надлежащим образом и обновляемые на регулярной основе. Это предоставит все возможности для успешного сотрудничества с клиентами, позволит осуществлять мониторинг операций и выявлять любые факторы, свидетельствующие о каких-либо изменениях и вызывающие подозрения. Подготовка и ведение финансовых профилей по каждому клиенту является необъемлемой частью работы финансовых организаций и поставщиков административных услуг в вопросах соблюдения законов и директив ЕС. Что же касается клиентов таких организаций, то они должны быть готовы к предоставлению такой информации в любое время.