Мнение специалиста о кипрской программе льгот для заемщиков с целью сокращения безнадежных кредитов

Министерство финансов Кипра сделало заявление в отношении рекомендованных МВФ (Международным валютным фондом) и Европейской комиссией законопроектов, направленных на решение давней проблемы неработающих кредитов на Кипре.

Мнение специалиста о кипрской программе льгот для заемщиков с целью сокращения безнадежных кредитов

Глава Отдела финансовой стабильности Министерства финансов Кипра поделился собственным мнением об эффективности новых законопроектов, разногласий по ним и вероятности их реализации. Исходя из информации, полученной в ходе обсуждений предлагаемых изменений, общие условия законопроектов, скорее всего, будут признаны Парламентом эффективными (условие ЕС для вступления законов в силу). Это означает, что ожидаемые изменения коснутся изъятия недвижимости за невыплату кредитов, которые на данный момент являются самыми давними и безнадежными.

На данный момент, установленные предельные допущения привели к излишне высоким требованиям к достаточности капитала. Хотелось бы надеяться, что в будущем взыскание просроченной задолженности не будет столь радикальным, а это означает, что требования к положениям кредитных договоров, возможно, снизятся.

Считается, что законопроекты окажут стимулирующее воздействие на заемщиков, побудив их выплатить задолженности по займам по собственному желанию. К тем, кто игнорирует выполнение своих обязательств перед банками будут применены меры ответственности, также банки будут располагать возможностью сесть за стол переговоров и найти компромисс или предложить такие нововведения, как электронные аукционы. Таким образом, данные законопроекты предоставляют банкам более эффективные способы для разрешения ситуаций, связанных с неработающими кредитами.

Представители Отдела финансовой стабильности заявили, что после вступление законов в силу, едва ли возможно ожидать незамедлительного положительного воздействия, так же как и предсказать, насколько они смогут помочь банкам в вопросе возврата займов на практике. Специалисты, настроенные скептически, глядя на огромный долг по кредитам, составляющий 22 миллиарда евро, полагают, что единственным способом оценки эффективности является проведение анализа и выявление наличия или отсутствия улучшений в существующей структуре. Предпочтительное решение заключается в том, что новое законодательство должно повлечь за собой увеличение реструктуризации и внедрение надлежащих льгот, которые в конечном счете будут разрешать проблему стратегического дефолта на Кипре.

Утверждение парламентом новых законопроектов, целью которых является устранение пробелов в существующем законодательстве, является условием санкционирования Европейской комиссией сделки, подписанной Hellenic Bank и Cyprus Cooperative Bank ранее, согласно которой операции и депозиты последнего были переданы Hellenic Bank.

Необходимость заключения сделки возникла после того, как более строгие надзорные правила сделали необходимым дальнейшее увеличение резервов на обесценение кредитов со стороны государственного кредитора. Банк, получивший приток нового капитала в размере почти 1,8 млрд евро от правительства в 2014 и 2015 годах, не смог возместить разницу между рыночной стоимостью ценных бумаг и размером полученной под них ссуды, в результате чего коэффициент просроченной задолженности составил примерно 60% по сравнению с 40% выплат по кредитам на острове.

Скептики предупреждают, что, если после одобрения парламентом, новое нормативное правовое регулирование будет сочтено неэффективным для оказания банкам помощи в возврате и взыскании долгов, то Кипр станет свидетелем последующих рекомендаций по увеличению капитала, который в настоящее время создает проблемы в соответствии с требованиями к капиталу в рамках  Кооперативного соглашения.