История становления Сингапура. Часть 2

История становления Сингапура. Часть 2

Первую статью про становление Сингапура я написал почти год назад перед отъездом в британский университет. Сейчас у меня "сингапурские каникулы", я вернулся в страну на пару месяцев перед последним годом в университете в Шотландии, где я учусь на юриста. Как только появилось свободное время, я сразу же приступил к написанию второй статьи в продолжение темы.

Чтобы до конца понять динамику становления Сингапура, нужно понимать, что влекло иммигрантов в город-государство в начале его формирования. Напомним читателю, что в то время, когда британцы решили основать торговый порт и поселение, располагающиеся на территории современного Сингапура, на острове проживало не более 1,000 местных жителей.

Стимулом для развития торговли и самого Сингапура послужили три фактора. Британцы - специально не использую слово англичане, так как это было бы неправильно, ведь с 1707 года нужно уже говорить о Соединенном Королевстве, в которое входили Англия, Уэльс, Ирландия (получила независимость только в 1916 году за исключением Северной Ирландии) и Шотландия - открыли так называемый свободный порт. Свободным порт назывался из-за отсутствия таможенных пошлин и налогов. Последнее и послужило отправной точкой в становлении уникальной налоговой системы Сингапура, основанной на территориальном принципе налогообложения. Это стало первой причиной. Вторым фактором является, прямо скажем, неразумная политика правительства Нидерландов, которое любой ценой старалось выжать из своих колоний все, что только возможно, с помощью высоких налогов и пошлин. Третьим фактором стало введение режима свободной иммиграции в Сингапур.

Свободный порт служил своеобразным магнитом для торговцев, которые активно обменивали товары в водах Сингапура и не подвергались дискриминации или тяжелым податям в виде таможенных пошлин или налогов. Напомним, что уникальное местоположение Сингапура очень способствовало этому, т.к. остров располагался на морском торговом пути из Китая в Европу, Индию и на Ближний Восток, а также практически в центре Юго-Восточной Азии. В настоящее время благодаря этому уникальному географическому положению и высокой численности населения Юго-Восточной Азии Сингапур является второй в мире морской гаванью, соединяющей около 600 портов 120 стран мира.

Стратегические ошибки правительства Нидерландов, то есть введение высоких налогов на доходы местного населения и высоких таможенных пошлин на ввозимые товары, привели к тому, что торговцы стали обходить стороной голландские поселения и колонии, предпочитая свободный порт Сингапура. И в конце концов активная экономическая деятельность на  контролируемых голландцами территориях пошла на спад, послужив дополнительным толчком к развитию Сингапура.

Активная торговая жизнь, свободная иммиграционная политика и возможность заработать больше, чем в близлежащих странах, стало фундаментом того, чтобы Сингапур стал 4-м по значимости финансовым центром, вторым по величине портом в мире и просто приятным и комфортным местом для жизни. В самом же Сингапуре в это время сильно ощущалась нехватка рабочей силы, необходимой для функционирования порта, строительства домов, дорог и другой инфраструктуры острова. Дешевой рабочей силы в Южном Китае, Малайзии и Индонезии было хоть отбавляй. 

Среди тех, кто направился в Сингапур, были британцы, арабы, китайцы, проживавшие в Малайзии, жители острова Явы и прилежащих островов.

Британцы в основном были комиссионерами, т.е. помогали продать или купить товар, получая за это проценты. Наиболее значимыми были Broustead & Company, Guthrie & Company, A.L. Johnston & Company и Peterson, Simon & Co.

Другой движущей силой стремительного развития Сингапура были вездесущие китайцы, переселившиеся в Малайзию, которые исторически называются Chinese Peranakan, создавшие свою особую культуру. Одной из сильных сторон этих китайцев была их активность и знание языков Юго-Восточной Азии. Они очень быстро организовали торговые дома в Сингапуре.

Народность Bugis (в честь нее даже назван один из районов Сингапура) традиционно были торговцами, перевозившими товары между островами Юго-Восточной Азии. Таможенные пошлины и высокие налоги, установленные правительством Нидерландов снизили прибыльность ведения торговли и заставили их искать новые торговые пути.

Арабские торговцы тоже поспешили воспользоваться преимуществами свободного торгового порта Сингапура. Большинство арабских торговцев было из Hadhramaut, находящегося в современном Йемене. Вторая волна переселенцев из Hadhramaut была связана с открытием Суэцкого канала в 1869 году.

Достаточно необычной причиной переселение мусульман в Сингапур являлся тот факт, что правительство Нидерландов довольно прохладно относилось к исламу и вводило ограничительные меры на поездки в Мекку на Хадж. Чтобы поехать в Мекку, мусульманам, проживавшим на контролируемых Нидерландами территориях, нужно было получить паспорт и уплатить большую пошлину. В связи с этим вплоть до 70-х годов 20 века Сингапур предоставлял услуги по организации паломничества в Мекку.

К началу Второй мировой войны Сингапур представлял собой самый европеизированный город-государство Юго-Восточной Азии.

В следующей статье, посвященной Сингапуру, мы расскажем о памятных и исторических местах этого города-государства.