Новые правила регистрации бизнеса в Украине. Практика применения и ключевые проблемы

За последние несколько лет законодательство Украины в сфере государственной регистрации бизнеса претерпело более 50 различных изменений. Все они были направлены на урегулирование и оптимизацию процесса регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Основными вопросами всегда являлись сроки регистрации, место и правильное оформление документов. Украинское законодательство на протяжение всего периода стремилось усовершенствовать процедуру регистрации, ставя своей целью предоставление возможности регистрации бизнеса за 24 часа.

Новые правила регистрации бизнеса в Украине. Практика применения и ключевые проблемы

Так, с 1 января 2016 года в Украине вступил в силу новый закон «О регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон). По мнению экспертов Всемирного банка, именно этот Закон подтверждает активное реформирование сферы регистрации бизнеса в Украине. Презюмируется, что Украина значительно улучшит свой рейтинг в сфере Doing Business в 2016 году, поднявшись до 30-й строчки.

Теоретически закон является хорошей основой для регистрации бизнеса по европейским стандартам. Бизнес регистрируется теперь за сутки, государственные регистраторы принимают минимальное количество документов, но на практике видны все недостатки, которые не терпят отлагательств в их исправлении.

Предоставление полномочий государственной регистрации нотариусам, аккредитованным субъектам, органам местной власти.

Так, одним из самых прогрессивных изменений в законодательстве стало предоставление полномочий государственной регистрации нотариусам, аккредитованным субъектам, органам местной власти. Что же получилось в реальности? А то, что для проведения регистрационных действий всем нотариусам и иным субъектам необходимо пройти дополнительную аккредитацию и получить разрешение с правом доступа к системе. Для этого необходимо пройти своего рода курсы, практику, повысить квалификацию. Ранее заявлялось, что всех нотариусов призовут в обязательном порядке проходить такие квалификационные курсы с последующей сдачей экзаменов, после чего им, наконец, предоставят доступ к системе, которую, ко всему прочему, необходимо будет приобретать за дополнительную плату.

Об этом красиво изложено в Законе, однако на данный момент не разработан сам механизм получения такого доступа к системе, прохождения курсов, да и соответствующих курсов повышения квалификации пока нет. Нотариусы просто не согласны вносить дополнительные суммы за покупку и установку системы единого государственного реестра, печати, курсы, аккредитацию и т.д. Они воспринимают это как дополнительную нагрузку, которая только усложнит работу нотариата. Так, в случае регистрации у нотариуса, процедура может занять до 3 рабочих дней. И, опять же, временные рамки - 24 часа - не соблюдаются. Кроме того, согласно новому Закону, нотариусы имеют право на получение лишь 60 % административного сбора, который, в большинстве случаев, составляет 410 грн., а за некоторые регистрационные действия и того меньше. Эти доходы затем облагаются НДФЛ и ЕСВ, совокупный размер которых ныне составляет 40%. В итоге, нотариусам остается достаточно скромная сумма.

Экстерриториальность

Следующим важным изменением стала экстерриториальность. Если ранее принцип экстерриториальности действовал только по территории Киева и Киевской области, то теперь он будет работать на всей территории Украины. Это, безусловно, неплохо. Однако процедура регистрации занимает достаточно длительный период времени. На сегодняшний день все государственные регистраторы имеют доступ лишь к базе того города и только той области, в которой они находятся. В этом случае экстерриториальность работает по принципу принятия документов и их отправки на регистрацию к государственному регистратору по необходимому месту регистрации. Данный принцип, прежде всего, эффективен на территории одной области или города, где изменения можно внести моментально. Если же дело касается регистрации предприятия в другой части страны, то придется подождать несколько дней.

Изменение размера государственной пошлины за проведение регистрационных действий

Самым стрессовым изменением стало изменение размера государственной пошлины за проведение регистрационных действий. Украинский менталитет довольно остро воспринял увеличение ставок административного сбора. Если ранее при внесении изменений в учредительные документы юридических лиц административный сбор составлял 60,90 грн., то теперь стоимость составляет 410 грн.! К тому же, эту немалую сумму регистрационного сбора теперь необходимо выплачивать за регистрацию любых изменений в сведениях о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре, кроме изменения информации о средствах связи.

Пока нет единого мнения в отношении необходимости оплаты административного сбора за внесение сведений, касающихся обособленного подразделения или перехода на осуществление деятельности по модельному уставу. В Законе среди перечня документов, необходимых для внесения таких сведений, не упоминается документ об уплате административного сбора. Тем не менее, принимая во внимание тот факт, что теперь регистраторы сами заинтересованы в уплате административного сбора, они имеют право на получение вознаграждения в размере 10% от сбора, уплаченного за проведенные ими действия. По этой причине есть риск, что платить придется за все регистрационные действия, кроме первичной регистрации.

Следует также отметить, что по новым правилам вносить регистрационный сбор необходимо по месту совершения регистрационных действий, а не по месту нахождения компании, что связано с реализацией действия принципа экстерриториальности.

Если говорить о сроках регистрации, указанных в Законе, то законодательство предполагает, что документы должны быть рассмотрены, а регистрационные действия проведены в течение 24 часов (без учета выходных и праздников) с момента подачи документов.  Закон также предусматривает возможность ускорения данного процесса, осуществляя все необходимые процедуры в течение 2, либо 6 часов. Такой факт может как обрадовать, так и расстроить, потому как за ускоренную процедуру регистрации административный сбор также увеличивается в пять, либо два раза соответственно. При этом ускоренные сроки будут работать только для тех, кто подал документы в полном соответствии с требованиями законодательства. В ином случае возможно приостановление рассмотрения документов или отказ в регистрации.

Важным является также и факт аннулирования административного сбора, в случае отказа в проведении регистрационных действий. Такая практика сгорания суммы государственной пошлины распространена во многих государствах, где административный сбор платится при регистрации компании.

Изменения, связанные с подготовкой документов

Помимо всего прочего, Законом предусмотрены существенные изменения, связанные с подготовкой документов для проведения регистрационных действий. Так отныне нужно подавать не два, а один экземпляр учредительного документа (Устава компании). Кроме того, отпала необходимость подачи регистратору старой редакции Устава.

Изначально предполагалось, что государственный регистратор будет сканировать экземпляр учредительного документа, а затем предоставлять его заявителю с отметкой о проведении регистрации. При этом актуальность действующей редакции Устава можно было бы сравнить, путем сопоставления, что сократило бы количество бумажных документов, подтвердив переход к электронному документообороту. Это существенным образом отражается на безопасности бизнеса и не защищает собственников от посягательств, рейдерских захватов, подделки документов.

На практике же все выглядит немного иначе. Регистраторы оставляют поданный экземпляр у себя, сканируют его, в итоге не возвращая его заявителю. Второй же экземпляр так и остается у заявителя, без какой-либо проставленной отметки, которая могла бы подтвердить проведение государственной регистрации и действительность документа. В итоге, совсем недавно был запущен сайт, на котором предоставляется возможность ознакомления с учредительными документами компании и просмотреть какие изменения были внесены.

Таким образом, более 3 месяцев все новосозданные юридические лица, а также те, что внесли изменения в учредительные документы, оставались без подтверждающих и действующих учредительных документов. Мало того, что Законом были отменены Выписки юридических лиц, так и получить информацию из Устава было также невозможно. Правила регистрации бизнеса поменялись, а вот правила открытия банковских счетов, обслуживания бизнеса, предоставления документов для заключения внешнеэкономических контрактов и так далее, не поменялись. Все продолжают работать по международным стандартам. Так, в каждом вышеперечисленном случае банки, контрагенты требуют предоставления копии учредительных документов, без которых невозможно осуществление тех или иных действий.

Только в конце марта Министерство юстиции предоставило возможность бесплатного доступа через сайт Министерства к результатам предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации, в том числе и к выписке, и всем учредительным документам компаний. По правилам получения доступа к документам компании, необходимо оформить запрос на сайте Министерства юстиции. В запросе нужно указать специальный код доступа, который указан только на описи, которая выдается государственным регистратором при принятии документов. Таким образом, получить доступ к учредительным документам может только обладатель данного кода, что с одой стороны не может не радовать, так как делает это учредительные документы более защищенными от посягательств третьих лиц.

В связи с этим, возникает следующий вопрос:"Что делать, в случае необходимости предоставления копии учредительных документов в банк, контрагентам для заключения контракта и т.д.?" В данном случае нет возможности даже сделать копию документов и их нотариально заверить. Государственные регистраторы больше не ставят никаких отметок и подписей на учредительных документах, а в соответствии с правилами проведения нотариальных действий, Законом «О нотариате» запрещено нотариально заверять копии документов без предоставления оригинала документов и отсутствия оснований для заверения. Данный вопрос остается открытым и потребует срочного решения.

Будем надеяться, что новая редакция Закона о государственной регистрации бизнеса, несомненно, является шагом вперед на пути гармонизации законодательства Украины и последующего внедрения норм ЕС. Но необходимо понимать, что для того, чтобы эти изменения способствовали не только движению Украины на верхние строчки рейтингов, но и обеспечивали безопасность бизнеса и воспринимались обществом, важно учесть вышеописанные проблемы и риски применения нового Закона на практике, попытавшись устранить все его "шероховатости" как можно скорее.