Чем грозят владельцам компаний изменения в налоговом законодательстве офшорных зон?

В конце каждого года подводятся итоги и делаются прогнозы на следующий год. В свете произошедших на политической арене событий российские компании столкнутся с некоторыми изменениями в налоговом законодательстве стран-партнеров.

Чем грозят владельцам компаний изменения в налоговом законодательстве офшорных зон?

Сейчас различные регуляторы оказывают сильное давление на страны ЕС. Ведущие низконалоговые юрисдикции, такие как Каймановы острова, Бермуды, острова Мэн, Гернси и Джерси с начала следующего года вправе требовать от своих налоговых резидентов открытия реальных офисов и трудоустройства местных сотрудников.

Данное требование ставит под угрозу всю офшорную отрасль, появившуюся в конце 90-х годов.

В ближайшее время решается вопрос о внедрении новых положений закона, касающегося реального экономического присутствия юридического лица (economic substance) на территории страны его регистрации. До конца 2018 года подобные акты будут приняты на Бермудах, Каймановых и Британских Виргинских островах.

В соответствии с опубликованным в декабре 2017 года «серым» списком, в который вошли порядка 40 низконалоговых юрисдикций, позволяющих офшорным компаниям получать прибыль без реальной экономической деятельности, на ряд стран будут наложены некоторые ограничения. В связи с подозрением в отмывании денег под пристальное внимание Совета Евросоюза попали следующие юрисдикции: Ангилья, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Британские Виргинские острова, Кайманы, Гернси, Мэн, Джерси, Маршалловы Острова, Теркс и Кайкос, ОАЭ и Вануату.

На отказ правительств указанных стран предъявлять дополнительные требования к налоговым резидентам, Евросоюз пригрозил внести эти государства в черный список. Опасаясь за свою репутацию, юрисдикции были вынуждены согласиться на новые требования и пообещали внедрить изменения в собственные налоговые законодательства до конца этого года.

Регуляторы настаивают на том, чтобы налоговыми льготами пользовались только лишь налоговые резиденты стран – компании, ведущие реальную коммерческую деятельность. Новые положения в налоговом законодательстве низконалоговых юрисдикций должны сделать бизнес более прозрачным.   

Впрочем, нововведения распространяются лишь на компании, специализирующиеся в области финансов и банковского дела, страхования, лизинга, морских перевозок, управления интеллектуальной собственностью, на холдинговые структуры, а также на деятельность распределительных и сервисных центров.

Новые требования вступят в силу уже с 1 января 2019 года. Примечательно, что условия распространяются только на новые компании. Зарегистрированным ранее организациям следует открыть офисы и нанять местных сотрудников до 1 июля 2019 года. К нарушителям будут применяться жесткие меры: от наложения штрафов до исключения из реестра компаний.

Однако требования носят неоднозначный характер, так как во многих юрисдикциях критерии, предъявляемые к иностранным компаниям, до конца не определены. Например, в законодательстве острова Джерси не указано точное количество сотрудников, необходимых для привлечения в качестве местного персонала. При этом в законодательстве ряда стран имеются некоторые упущения в вопросах определения объема расходов и физических активов зарегистрированных на территории этих стран компаний. Теперь ответственность за ликвидацию пробелов в законодательстве низконалоговых юрисдикций будет возлагаться на регуляторы.

Вероятно, у владельцев бизнеса может возникнуть вопрос: «Есть ли смысл в офшорах?». Ведь  для многих преимущество компании, зарегистрированной в офшорной зоне, – это ее упрощенная отчетность. То есть, по факту, от подобной компании до недавнего времени требовалось лишь наличие почтового адреса и счета в банке. При этом, жесткое комплаенс-регулирование, например, AML и KYC, было представлено отнюдь не в каждой юрисдикции.

Таким образом, через банковский счет компании, находящейся в офшорной зоне, могли проходить значительные суммы, не облагающиеся налогами. Именно этим фактом и объяснялся спрос на подобные компании. Однако новое требование, предъявляемое к офшорным компаниям, подразумевает предоставление доказательств касательно реального присутствия компании в стране ведения бизнеса, предполагающего наличие действующего офиса и реального экономического присутствия. Теперь практически исключена возможность регистрации сотен тысяч компаний по одному адресу.

В соответствии с новыми положениями в налоговом законодательстве некоторых юрисдикций, в течение 2019 года руководители компаний должны решить, оставаться ли им в офшорных зонах (создавать реальные офисы и нанимать местных специалистов) или выводить бизнес из-за рубежа.

Для многих компаний необходимость в дополнительных расходах  на аренду офиса и выплату зарплаты сотрудникам «на местах» может привести к существенному дисбалансу: если раньше владение организацией в офшорах обходилось бизнесменам в несколько тысяч евро в год, то сейчас эта сумма возрастет в разы.

Очевидно, что требование реального присутствия в офшорной зоне приводит к потере актуальности самих офшоров. Во многих случаях куда выгоднее станет открыть активную компанию в одной из европейских стран, например, в Венгрии, где корпоративный налог составляет всего 9%, или в Болгарии (10%).

В то же время коммерческая деятельность российских компаний с иностранными представительствами в любом случае будет попадать под действие Закона о КИК.

В последние 3-4 года наблюдается активный отток российского капитала из большинства офшорных зон, что является целью и последствием глобальной деофшоризации. Современные условия диктуют новые правила: российские компании без реального бизнеса за рубежом уходят из офшорных зон.

Российским компаниям, намеревающимся вести реальный бизнес за рубежом, предлагается иное, более рациональное решение: переводить компании из офшоров (безналоговых гаваней) в низконалоговые юрисдикции.

Регистрация иностранных компаний в низконалоговых государствах, таких как Кипр, Сингапур или Гонконг, имеет существенное преимущество в виде оптимизации налогообложения. Кроме того, при соблюдении определенных условий власти стран с низкой ставкой корпоративного налога либо стран со специальным режимом вправе снизить ставку налога для компаний-резидентов из третьих стран. Главным образом, это возможно благодаря тому, что в ряде стран подписано и применяется Соглашение об избежании двойного налогообложения.

Прозрачность компании – еще одна причина, по которой инвесторов все больше привлекают организации, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях. Требование подачи финансовой и налоговой отчетностей, а также предоставление информации о директорах и акционерах компании повышает доверие деловых партнеров.

Немаловажное значение при выборе юрисдикции играет престиж и репутация страны, в которой планируется вести бизнес. Государство, которое отсутствует в одном из «черных» списков, априори находится в выигрышной ситуации, имеет высокие рейтинги и экономические показатели.

Компания Eltoma Corporate Services может помочь с реструктуризацией бизнеса, а также составить отчетность по КИК и нанять персонал в стране, в которой планируется открытие представительства компании. Помимо этого, специалисты нашей компании занимаются юридическим сопровождением компании, осуществляющей коммерческую деятельность в низконалоговой юрисдикции.