Стартап-визы на Кипр

Допустим, вы являетесь высококлассным специалистом в сфере инновационных технологий, у вас уже есть идеи, и вы знаете, как реализовать их на практике. Но при этом вы понимаете, что в России вряд ли получится создать корпорацию такого масштаба. Причин для этого уйма: высокие налоги, уровень криминальности в стране и двоякость налоговой системы Российской Федерации. И потому возникают мысли основать бизнес за пределами родины, и Кипр подходит для этих целей как нельзя кстати. С недавнего времени средиземноморский остров стал выдавать визы для стартапов. Но что это за виза такая и как ее можно получить рядовому it-специалисту? Давайте рассмотрим подробно в данной статье.

Кипрская стартап-виза позволяет талантливым предпринимателям из третьих стран, не входящим в ЕС и находящимся за пределами Европейской экономической зоны, поодиночке или в составе команды въезжать, проживать и работать на Кипре в целях создания/управления/развития стартапа с высоким потенциалом роста при условии выполнения определенных требований.

Цели предоставления подобных виз: создание новых рабочих мест,  продвижение науки и инноваций, развитие экосистемы бизнеса в частности и, соответственно, развитие экономики всей страны в целом.

При этом в каждой стране свои условия для получения данной визы. Так, в одной стране  стартап-визу может получить лишь тот, кто собирается основать новый проект, тогда как в другой стране владелец компании может перенести уже действующий бизнес. Существует ряд стран, где подобные визы выдаются иностранным специалистам, осуществляющим переезд в целях длительной командировки или для постоянной работы в местных компаниях, а также инвесторам, которые финансируют проект.

Названия подобных визовых программ весьма отличаются в разных странах. В каждой стране оно свое. Но, в любом случае, государство предоставляет особые условия для предпринимателей такого рода.

 

Выгоды для государства

  • Появление большого количества новых рабочих мест;
  • Продвижение страны как передовой, развивающей it-сферу;
  • Привлечение дополнительных инвестиций от частных инвесторов и групп вкладчиков с капиталом от €50,000.

Выгоды для стартапера

  • В случае процветания бизнеса – возможность получения разрешения на постоянное проживание на Кипре;
  • Право на трудоустройство некоторого числа российских сотрудников;
  • Возможность перевезти на остров членов своей семьи.

 

А как происходит оформление стартап-визы на Кипре?

Надо сказать, что за последнее время к созданию успешного центра европейской стартап-индустрии на острове Кипр идет семимильными шагами. Это стало возможно после того как Кабинет министров Кипра заключил с сотрудничающими странами ряд соглашений по вопросам предоставления подобных виз, и теперь Кипр стал местом паломничества многих молодых компаний, стремящихся к освоению сравнительно нового для Европы рынка, или же тех, для кого предпочтительнее работать на удаленном доступе. В основном же, иностранные предприниматели, прибывшие на Кипр по данной схеме, ставят своей целью усиление позиций своего бизнеса в течение двух лет.

 

Схема получения стартап-визы делится на два варианта: индивидуальную и в составе команды

Схема получения индивидуальной стартап-визы

 

Кто может претендовать на эту визу

  • Резидент третьей страны, за исключением стран Европейского Союза, который является единственным учредителем и отвечает требованиям Программы получения стартап-визы;
  • Кандидат должен иметь доступные денежные средства в размере не менее €50,000, который может включать венчурное финансирование, краудфандинг или другие источники финансирования;
  • Соискатель визы имеет степень бакалавра или эквивалентное профессиональное образование, а также отличные знания греческого или английского языка.

Предъявляемые к компании требования

  1. Предприятие должно быть инновационным. Компания считается инновационной, если она проводит научные исследования или ее расходы на развитие компании представляют по меньшей мере 10% от ее эксплуатационных расходов как минимум в течение трех лет, предшествующих дате подачи заявления;
  2. Также компания должна быть сертифицирована внешним аудитором на базе международных бухгалтерских стандартов;
  3. В случае основания нового предприятия без какой-либо финансовой истории, оценка успешности компании будет осуществляться на основании бизнес-плана, приложенного к заявлению;
  4. В бизнес-плане указывается, что все штаб-квартиры компании должны располагаться на Кипре, где также должна производиться уплата всех соответствующих налогов;
  5. Главные офисы могут быть объединены с общими рабочими местами (например, это часто практикуют бизнес-акселераторы, инкубаторы и цифровые концентраторы) или использовать совместное размещение с другими компаниями.

 

Преимущества для учредителей

При одобрении индивидуальной стартап-визы основатель бизнеса получает следующие выгоды:

- право осуществлять коммерческую деятельность и проживать на территории Кипра в течение 1 (одного) года с возможностью пролонгации по крайней мере на следующий год;

- право на индивидуальный труд и оплачиваемую работу в зарегистрированной компании в Республике Кипр;

- возможность получения вида на жительство на неограниченный период времени в случае успешности стартапа;

- в случае процветания компании – возможность перевезти на остров всех членов семьи;

- возможность трудоустройства конкретного количества соотечественников без предварительного согласования с Департаментом Труда Кипра, если компания окажется успешной. Успешность стартапа оценивается по истечении второго года пребывания в стране.

 

Процедура оформления стартап-визы по индивидуальной схеме

Тем, кто соответствует вышеуказанным требованиям, следует придерживаться следующих этапов получения индивидуальной стартап-визы:

 

ШАГ 1. Подача заявления для создания/управления/развития стартапа с высоким потенциалом роста

  • Заявка может быть заполнена как при нахождении заявителя (учредителя) за рубежом, так и во время его пребывания на Кипре;
  • После того, как анкета была заполнена, она направляется на электронную почту startup.visa@mof.gov.cy в уполномоченное министерство с указанием в теме письма "Заявление на получение стартап-визы от (ФИО)". Все данные должны быть указаны на английском языке;
  • Имя заявителя должно быть написано разборчиво;
  • Заявление сопровождается бизнес-планом, в котором в частном порядке указываются все офисы компании, которые планируется открыть на Кипре, а также ориентировочное число наемных сотрудников.
  • Анкета заявителя должна сопровождаться дополнительными документами:
  1.       Короткое CV: степень бакалавра или аналогичное ученое звание, должным образом переведенное и сертифицированное.
  2.       Подтверждение отличного знания греческого или английского языков;
  3.       Копия действующего заграничного паспорта или другого проездного документа заявителя, срок действия которого по меньшей мере 2 года до даты подачи заявки;
  4.       Реквизиты банковского счета, на котором должно быть не менее €50,000;
  5.       В случае уже существующей компании – последние проверенные счета.

 

Шаг 2. Оценка заявления для создания/управления/развития стартапа с потенциалом высокого роста компании

  • Уполномоченный орган (Министерство Финансов Кипра либо иное сообщество, уполномоченное Министерством Финансов) производит оценку Заявления, включая приложенный бизнес-план;
  • В рамках данного процесса, МинФин вправе проводить собеседование с кандидатом, как лично, так и посредством видеосвязи (онлайн-интервью) для презентации его идей по созданию бизнеса на Кипре;
  • Процесс анализа заявления должен быть завершен по истечении 5 (пяти) недель;
  • В случае принятия положительного решения Заявитель получает Уведомление о Первоначальном одобрении, которое дает право осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет с момента выдачи данного документа;
  • Департамент гражданского реестра и миграции и Министерство Иностранных Дел Кипра извещают о выдаче Уведомления о Первоначальном одобрении в компетентное Консульство за пределами Кипрской Республики.

 

Примечание: Одобрение заявления не подразумевает автоматическую гарантию права на создание бизнеса, проживание и трудоустройство в Республике Кипр.

  • В случае принятия отрицательного решения по заявлению Министерство Финансов направляет Заявителю письмо с официальным отказом.

 

Шаг 3. Подача заявления на въезд на Кипр

  •  Когда заявитель получает Уведомление о Первоначальном одобрении во время пребывания за рубежом, в течение 6 месяцев он должен подать в Консульство Кипра или в Департамент гражданского реестра и миграции Кипра заявление на получение визы на въезд / регистрацию / вида на жительство на Кипре, в соответствии с существующими правилами и после уплаты всех причитающихся пошлин и такс;
  • В случае подачи заявления на разрешение на въезд, заявителю следует указать в заявлении, при въезде и проживании на территории Кипра будет ли он являться учредителем собственного бизнеса или же работать по найму в представительстве компании на Кипре. В случае приглашения наемных сотрудников на момент подачи заявления компания уже должна быть зарегистрирована в Департаменте регистраций и официальной ликвидации компаний и иметь трудовой договор на руках, должным образом составленный и заверенный, с указанием месячной заработной платы не менее €850. Уполномоченным органом, имеющим право подписывать и заверять трудовые договора, является Департамент труда Кипра. Если же заявитель работает сам на себя (является частным предпринимателем), то ему необходимо доказать свою финансовую состоятельность возможностью расходовать не менее €10,000 в течение года при проживании на Кипре;
  • Заявление на получение визы будет рассмотрено в течение 3 (трех) недель с момента подачи соответствующей заявки. В случае одобрения соискателю следует прибыть на Кипр в период действия позволяющих въезд документов. Если же заявителю было отказано во въезде, он информируется об этом соответствующим образом.

 

Шаг 4. Подача заявления на получение разрешения на работу или вида на жительство

  • В случае получения заявителем  Уведомления о Первоначальном одобрении во время его официального пребывания на Кипре, в течение 1 (одного) месяца после принятия соответствующего Уведомления, заявитель должен подать заявление на получение рабочей визы или вида на жительство в Департамент гражданского реестра и миграции Кипра для получения регистрации / вида на жительство для создания / управления / развития стартапа в соответствии с существующими правилами и после уплаты всех причитающихся пошлин и такс;
  • В заявлении должно быть обозначено, является ли соискатель визы учредителем собственного бизнеса или же работником по найму в представительстве компании на Кипре. В случае приглашения наемных сотрудников на момент подачи заявления компания уже должна быть зарегистрирована в Департаменте регистраций и официальной ликвидации компаний.
  • К заявке должны быть приложены все необходимые документы, в том числе с биометрическими данными (фотографией и отпечатками пальцев), которые должны быть также хорошо видны, как и подпись заявителя;
  • Если заявитель уже имеет разрешение на въезд на территорию Республики, вместо вышеуказанного заявления ему необходимо предоставить в Департамент гражданского реестра и миграции Кипра документы, подтверждающие его проживание на Кипре. А именно: биометрические данные (фотографию и отпечатки пальцев), которые должны быть также хорошо видны, как и подпись заявителя;
  • Заявление на получение вида на жительство рассматривается в течение 3 (трех) недель после подачи документов. В случае одобрения заявки выдается разрешение на проживание на Кипре сроком действия 1 (один) год от даты получения Уведомления о Первоначальном одобрении, о чем заявителю сообщается в официальном письме. В случае принятия отрицательного решения по заявке на получения вида на жительство заявитель также оповещается посредством ответного письма;
  • Если кандидат на получение стартап-визы находится на территории Кипра, но при этом имеет статус гражданина третьей страны, до момента подачи им заявления на получение визы ему необходимо подать в Департамент гражданского реестра и миграции Кипра письменный запрос с просьбой о смене гражданства. Прошение о смене гражданства будет рассмотрено в течение 5 (пяти) недель, о результатах рассмотрения заявителю будет направлено официальное письмо.

 

Шаг 5. Подача заявления на продление вида на жительство на Кипре

  • Не менее чем за 1 (один) месяц до истечения вида на жительство заявитель для продления документов об официальном проживании на Кипре должен явиться в Департамент гражданского реестра и миграции Кипра и предоставить все квитанции об уплаченных пошлинах и таксах;
  • Заявление должно быть сопровождено всеми необходимыми документами (например, справка из налоговой или документ о перечислении части заработной платы в Фонд социального страхования населения) и биометрическими данными (фотографией и отпечатками пальцев), которые должны быть также хорошо видны, как и подпись заявителя;
  • Заявление на продление вида на жительство рассматривается в течение 3 (трех) недель после подачи документов. В случае одобрения заявки разрешение на проживание на Кипре продлевается еще на 1 (один) год, о чем заявитель извещается в соответствующем письме. В случае принятия отрицательного решения по заявке на пролонгацию вида на жительство заявитель также оповещается посредством официального письма.

 

Возможности для дополнительного найма иностранных сотрудников в представительство компании (стартап на Кипре)

  1. Возможность перемещения бизнеса по схеме въезда в команде при условии выполнения всех требований данной Схемы, по которой планируется выдать до 150 стартап-виз;
  2. В случае выполнения всех требований по схеме въезда в команде учредитель должен осуществлять набор иностранного персонала в соответствии с указаниями Департамента труда. Количество иностранных сотрудников, имеющих право работать по найму на территории Кипра строго регламентировано, и не должно превышать 30% от общего числа трудоустроенных работников компании.

 

Но что же происходит по истечении вида на жительство, что дальше делать стартаперу и членам его семьи?

  • За два месяца до окончания срока действия выданного стартаперу вида на жительство, учредитель компании подает новое заявление в МинФин. На основании представленных данных (масштаб роста, экономические спады) Министерство Финансов оценивает успешность компании, его вклад в экономику страны и потенциал дальнейшего роста;
  • Заявление также направляется на электронную почту startup.visa@mof.gov.cy в уполномоченное министерство с указанием в теме письма "Заявление на получение стартап-визы от (ФИО)". Все данные должны быть указаны на английском языке;
  • Заявление сопровождается пересмотренным бизнес-планом, согласно которого стартапер:

- подтверждает уплату всех налогов и перечисление платежей в Фонд социального страхования;

- получил Сертификат об уплате корпоративного налога, выданный налоговой службой;

- выплачивал ежегодный корпоративный налог в Департамент регистраций и официальной ликвидации компаний;

- соблюдал все требования по найму иностранных сотрудников;

- получил оценку бухгалтерского баланса компании со стороны аудиторской компании;

- зарегистрировал банковские счета на Кипре.

  • Далее Министерство Финансов анализирует полученные данные посредством оценки количества новых рабочих мест за эти 2 года, уплаченных компанией налогов, уровня экспорта и валовой прибыли предприятия, а также любых инвестиций, осуществлявшихся данной компанией;
  • В течение 5 (пяти) недель Министерство Финансов Кипра рассматривает заявление и выносит вердикт: продлевать стартап-визу или же требовать от учредителя прекращения деятельности на территории Кипрской Республики и принимать меры по ликвидации предприятия.

Если вы планируете получить стартап-визу на Кипр, можете воспользоваться услугами наших специалистов, они подготовят полный пакет документов на визу и проконсультируют обо всех аспектах создания бизнеса на Кипре.