Аналитические методы налогового планирования

By in

Аналитические методы налогового планирования основаны на использовании логических рассуждений без применения какого-либо математического аппарата. Из этой группы методов налогового планирования одним из наиболее часто используемых является ситуационный метод. Метод ситуационного налогового планирования наиболее простой и доступный для любой бухгалтерии. Более того, его в настоящее время применяют многие бухгалтеры, не давая ему специального определения. Данный метод относится к очень важному первому этапу налогового планирования.
В ситуационном методе налогового планирования можно выделить следующие элементы.

  1. По статусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с Налоговым кодексом определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, уточняются ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле предприятия.
  2. Согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса образуется система договорных отношений фирмы с учетом сформированного налогового поля.
  3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию в своей повседневной практике или совершать эпизодически.
  4. Разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций, выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок.
  5. Из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляется реальный журнал хозяйственных операций, который и служит основой бухгалтерского учета.
  6. Сопоставляются полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями. Этот блок требует повышенного внимания. Во-первых, из-за серьезности целого ряда санкций и существенного размера потерь, которые необходимо исключить. Во-вторых, из-за готовности пойти на некоторые утраты, и получить определенный (иногда существенный) выигрыш в чем-то другом, например в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений и т.п.

Специальные методы налоговой минимизации также могут использоваться на всех предприятиях, однако с той лишь разницей, что они имеют более узкую сферу применения. К специальным методам относятся следующие:

  1. метод замены отношений;
  2. метод разделения отношений;
  3. метод отсрочки налогового платежа;
  4. метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Метод замены отношений. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующий субъект в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. предприниматель вправе предпочесть любой из допустимых вариантов, приняв во внимание эффективность операции как в чисто экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения.
На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель и при этом применить более льготный порядок налогообложения.
Необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки (например, название договора). Иными словами, замена не должна содержать признаков притворности или фиктивности – в противном случае налоговые органы самостоятельно или через суд могут провести переквалификацию сделки и применить порядок налогообложения, соответствующий фактическому содержанию операции. Замене подлежит весь договор, и все фактические действия сторон должны свидетельствовать об исполнении именно этого договора. Например, неблагоприятных налоговых последствий можно избежать в случае замены договора комиссии по реализации товаров на договор поставки с отсрочкой платежа; замены договора поручения купли-продажи ценных бумаг на прямой договор купли-продажи между покупателем и продавцом и одновременно на договор оказания консультационных услуг между покупателем и посредником и т.д.
В том случае, если полная замена посреднического договора на юридически чистый прочий договор делает цель операции недостижимой, можно применить частичную замену, т.е. применить метод разделения.
Суть метода разделения отношений заключается в разделении первоначальной сделки на несколько самостоятельных сделок между контрагентами, исполнение которых, в целом, ведет к достижению цели, поставленной первоначальной сделкой, в то же время, неся меньшую налоговую нагрузку, или предоставляя более комфортные условия для ее реализации. Примером применения этого метода может служить разделение договора поставки товаров по предоплате на два договора: договор купли-продажи товара и договор займа. В исходной ситуации поступившая предоплата облагается налогом на добавленную стоимость до момента отгрузки товара покупателю, сокращая тем самым финансовые ресурсы поставщика. В случае замены предоплаты займом, такие средства налогом на добавленную стоимость не облагаются. После отгрузки товара покупателю задолженность покупателя перед поставщиком за отгруженные ему товары гасится встречной задолженностью поставщика перед покупателем по договору займа. При применении данного метода также необходимо следить за тем, чтобы разделяемые отношения не носили признаков фиктивности или притворности.
Вариантом применения метода прямого сокращения объекта обложения может являться договор поручения на строительство объекта недвижимости. При данном варианте договора выручкой подрядчика будет являться не полная стоимость передаваемого заказчику объекта недвижимости, а лишь стоимость работ, выполненных подрядчиком собственными силами, исключая стоимость использованных материалов, энергии, услуг субподрядных организаций.

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49