Compliance: идентификация политически значимых лиц (PEP)

By in

За последние несколько десятков лет мир пережил много скандалов, связанных с хищением государственных средств лицами, находящимися во власти. Законодательствами большинства стран такие лица классифицируются как политически значимые лица (от англ. Politically Exposed Persons).

На сегодняшний день не существует официально признанного на международном уровне определения термина «политически значимое лицо». В результате понимание того, кем являются такие клиенты для банков, и широта определения данного понятия создают острую политическую проблему. ООН и FATF соглашаются с тем, что политически значимые лица – это лица, которые выполняют или выполняли важные публичные функции.

Политически значимые лица – кто это?

В документах FATF дается следующее определение «политически значимого лица»:

«Политически значимые лица – это лица, выполняющие, либо на которых было возложено выполнение важных публичных функций в иностранных государствах, например, главы государств или правительств, крупные политики, высшие правительственные, судебные или военные должностные лица, высшие должностные лица государственных корпораций, деятели политических партий и др. Деловые отношения с членами семей или лицами из близкого окружения таких лиц несут репутационные риски, аналогичные рискам, связанным с самим политически значимым лицом. Это определение не должно распространяться на чиновников среднего и низшего ранга из вышеперечисленных категорий».

Обычно к политически значимым лицам относятся: главы государств, главы правительств, министерств и заместители или помощники министров; члены парламента; члены верховных судов, конституционных судов или других судебных органов высокого уровня, чьи решения не подлежат дальнейшей апелляции, за исключением особых случаев; члены аудиторских судов или правлений центральных банков; послы, посланники и высший офицерский состав вооруженных сил; члены административных, управленческих или наблюдательных органов государственных предприятий.

Как определить, что перед вами политически значимое лицо?

Анализируя имеющийся опыт работы банковских учреждений в европейских странах, можно сделать вывод, что наиболее распространенным способом определения принадлежности лиц к категории PEP является поиск информации в коммерческих базах данных.

Спрос на такую информацию является высоким, но и компаний, предоставляющих услуги в сфере систем управления рисками, также немало. Наиболее известной в этой связи компанией является организация World Check со штаб-квартирой в Англии. World Check предоставляет доступ через Интернет к базе данных PEP. Однако такие базы данных формируются преимущественно на основе материалов, собранных из прессы и других подобных источников. При этом достоверность собранной информации не гарантируется, а сам сбор досье осуществляется без ведома самих политически значимых лиц.

Сегодня отсутствует какая-либо стандартизированная и удерживаемая правительствами стран ЕС или США база данных иностранных PEP, например, наподобие поддерживаемых международными организациями баз данных террористов. В США финансовым учреждениям рекомендуют напрямую спрашивать у клиентов и бенефициаров, являются ли они политическими деятелями.

Также банки должны пользоваться публично доступными источниками, которые содержат информацию о таких лицах, а именно – публикациями в известных СМИ и коммерческими базами данных. Именно поэтому многие финансовые учреждения обращаются к услугам коммерческих баз данных PEP, созданных на основе мониторинга публично доступной информации.

Эффективность баз данных политически значимых лиц

В официальном отчете государственного финансового агентства Великобритании отмечается, что коммерческие базы данных обычно явлюятся неполными и малоэффективными для полной идентификации политически значимых лиц. Это вполне обоснованно и очевидно, ведь ни одна база данных не в состоянии аккумулировать публично доступную информацию о высших должностных лицах, их близких родственниках, а также находящихся на высокой должности сотрудников всех стран мира. Как минимум потому, что даже публично доступные материалы СМИ о фактах конфликта интересов и злоупотребления властью в странах третьего мира обычно недоступны на английском языке. Кроме того, составители коммерческих баз данных не в состоянии нанять переводчиков на всех языках мира.

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49