Общие понятия международного публичного права

By in
Общие понятия международного публичного права

В 1780 году выражение «международное право» впервые упоминалось в трудах философа Джереми Бентама и использовалось в противовес национальному или муниципальному праву. Для некоторых современных юристов наиболее правильно было бы использовать термин «межгосударственное право», однако это выражение существует уже много веков, и изменять его неоправданно.

Слово “публичное” было добавлено для обозначения предмета международного частного права. Многие авторы юридических материалов до сих пор используют выражение «Закон народа» (или «Закон народов»), которое использовал Ричард Зоуч (1650 г.). Это выражение, однако, имеет недостаток, заключающийся в путанице между народным правом и традиционным римским правом. Уильям Блэкстоун использовал термин «международное публичное право», чтобы подчеркнуть важность публичного права по сравнению с вопросами частного права.

Международное право: определения

Определения международного публичного права зависят от теорий, защищаемых различными учеными в этой области, в большинстве своем касающихся его основ, источников и исторического развития.

По словам Амаль Клуни, «целью международного права является установление безопасности между странами на принципах справедливости, чтобы внутри них каждый человек мог жить в мире, иметь права на труд, свободу мысли и убеждений».

Валерио Маццуоли (2009) совсем недавно отметил, что государства больше не являются единственными участниками международного рынка. Отсюда и современное понимание международного публичного права как отрасли права, способной регулировать межгосударственные отношения, а также отношения с участием международных организаций и частных лиц, даже несмотря на то, что действие последних более ограничено на международной арене.

Разделы международного права

Право в целом подразделяется на национальное право и международное право, где в первом случае мы имеем дело с правовыми отношениями в рамках национальной правовой системы, а во втором – с отношениями между различными международными системами.

Каждое государство имеет свои собственные внутренние законы, регулирующие жизнь внутри страны, в то время как международные договоры и конвенции регулируют сосуществование этих государств. Такие вопросы, как те, которые касаются гражданства или прав человека, являются общими для всех. По этим причинам часто бывает трудно отличить, где одно начинается, а другое заканчивается.

Основы международного права

Изучение основ международного публичного права направлено на определение причины, по которой международные стандарты являются обязательными. Есть две теории: субъективистская и объективистская.

Субъективность – это доктринальное течение, центральным элементом которого является воля субъектов международного права. Что касается субъективности, государства и международные организации должны соблюдать международные стандарты, поскольку они свободно выразили свое согласие на это. Поэтому это течение основано на согласии государств и их воле к гармоничному сотрудничеству.

Следует отметить, что главной основой договоров оказывается один из принципов международного сообщества: Pacta Sunt Servanda, который можно определить как означающий «то, что было согласовано, должно быть выполнено». Статья 26 Венской конвенции гласит: «Статья 26 – Каждый действующий договор является обязательным для сторон и должен выполняться ими добросовестно».

Объективизм утверждает, что обязательство по международному праву вытекает из существования ценностей, принципов или правил, которые настолько важны, что от них может зависеть хорошее развитие и само существование международного сообщества. В данном контексте нормы, которые возникают по ходу развития самого международного сообщества и которые существуют независимо от воли субъектов международного права, ставят себя выше воли государств и, следовательно, должны определять международные отношения и должны соблюдаться всеми.

Санкции международного права

Международное право также предусматривает возможность введения санкций против государств, нарушающих международные стандарты. Фактически, в договорах могут устанавливаться правовые последствия незаконных действий субъектов, которые обязаны соблюдать принципы народного права и создавать международные органы для обеспечения соблюдения правил, согласованных государствами.

Отчасти критика международного права связана с относительной сложностью применения санкций к государствам, которые не соблюдают международные стандарты.
Действительно, международное сосуществование по-прежнему характеризуется вооруженными конфликтами и бесчисленными различиями, а также очевидным преобладанием силы и интересов в ущерб закону. Ощущение, что международное право является неэффективным средством по сдерживанию такого развития событий, может еще больше усилиться в современном мире, в котором технологические ресурсы позволяют шире и быстрее распространять информацию, позволяя сформировать международное общественное мнение, которое может четко осознавать продолжающиеся нарушения норм народного права.

Трудности с введением санкций в соответствии с международным правом могут быть связаны с отсутствием центральных международных органов, курирующих этот вопрос, а также с тем фактом, что применение таких санкций обычно зависит от формулировок государств, которые могут не соотноситься с опреденным контекстом.
Статья 5 Устава Организации Объединенных Наций касается приостановления:

«Государство, в отношении которого Совет Безопасности принимает превентивные или принудительные меры, может быть отстранено от осуществления прав и привилегий членов Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности».

Однако есть и другие примеры, такие как отправка войск ООН в регионы, где нарушается запрет на использование вооруженной силы, высылка дипломатов, злоупотребляющих своим иммунитетом, финансовые репарации, коммерческие репрессалии и т. д. Кроме того, когда международный стандарты применяются внутри государства, используются механизмы наложения санкций на внутреннее регулирование.

Пространства, регулируемые международным правом

Международные общественные пространства обычно определяются как ряд территорий, использование которых представляет интерес для более чем одного государства, а иногда и для международного сообщества в целом, даже если в некоторых случаях такие пространства находятся под суверенитетом какого-либо государства. Таким образом, они являются международными территориями, регулируемыми международным правом, в частности, море и его юридические подразделения, международные реки, воздушное пространство, космическое пространство, а также арктический и антарктический континенты.

Международные морские пространства

Морские пространства включают внутренние воды, территориальное море, прилегающую зону между территориальным морем и открытым морем, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, морскую почву, проливы и каналы.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, заключенная в Монтего-Бей, Ямайка, в 1982 году, определяет концепции, позаимствованные из обычного международного права, такие как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и другие, и устанавливает общие принципы исследования морских природных ресурсов, таких как органические, почвенные и ресурсы недр. Конвенция также учредила Международный трибунал по морскому праву, который уполномочен рассматривать споры, касающиеся толкования и применения этого договора.

Конвенция устанавливает внешнюю границу территориального моря на уровне 12 морских миль (22 км), определяя его как морской район, примыкающий к территории прибрежного государства и на который распространяется его суверенитет.

Согласно Конвенции, иностранные суда подпадают под юрисдикцию государства, в водах которого они находятся; кроме военных и государственных судов, пользующихся иммунитетом от юрисдикции. Суда в открытом море подпадают под юрисдикцию государства, под флагом которого они плавают. Иностранные суда, находящиеся в территориальном море, пользуются так называемым «законным правом следования прежним курсом», согласно которому прибрежное государство должно воздерживаться от осуществления гражданской или уголовной юрисдикции.

Воздушные пространства в международном праве

Часть атмосферы, расположенная над территорией или территориальным морем государства, называется воздушным пространством. Международное публичное право признает исключительный суверенитет государства над надземным воздушным пространством. На такое пространство, в отличие от территориального моря, не распространяется законное право следования прежним курсом, поэтому иностранный самолет может летать над территорией данного государства только с его согласия

Чикагская конвенция 1944 года и дополнительные договоры к ней установили основные принципы и концепции международной гражданской авиации и учредили Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), существующую с 1947 года и размещающуюся в Монреале. Конвенция, которая применяется только к гражданской авиации, разрешает полет без получения специального разрешения для иностранных самолетов, которые не выполняют регулярные коммерческие воздушные перевозки. Что касается выполнения регулярных рейсов, то их осуществление зависит от разрешения государства, над которым осуществляется перелет.

На практике каждое государство предоставляет иностранным авиакомпаниям разрешение на выполнение регулярных рейсов над своей территорией на основе двусторонних договоров (и, в конечном итоге, путем одностороннего разрешения), основанных на принципах “свободы воздушного движения”, определенных Конвенцией.

В компании Eltoma Corporate Services работают специалисты , которые могут проконсультировать Вас по любым вопросам, возникшим после прочтения данной статьи. Для получения дополнительной информации, просьба связаться с нами. Мы всегда рады Вам помочь!

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49