Основные технологические аспекты работы блокчейн. Часть II

By in
Основные технологические аспекты работы блокчейн. Часть II

В данной статье мы продолжаем рассказ о технологических аспектах работы блокчейн.

Возможности применения технологии блокчейн компаниями и органами государственной власти

В первую очередь технологию блокчейн можно применять в бизнесе как максимально быстрый и удобный способ передачи информации, который позволит всем участникам иметь к ней доступ.

Внутри компании это поможет избежать ненужных временных затрат для передачи информации (e.g. между отделами/коллегами).

Также поможет:

  • контролировать работу сотрудников, отслеживая их деятельность;
  • избежать недобросовестного искажения информации компрометированными сотрудниками / контрагентами.

В логистике на каждом этапе поставки благодаря внедрению технологии блокчейн можно отслеживать количество и качество перевозимого груза, что снижает риски, а также в случае необходимости легко позволит выявить, на каком этапе произошло то или иное событие. Уже применяется рядом компаний – например, DHL в части отслеживания доставки лекарств.

В торговле финансовыми бумагами использование технологии блокчейн также позволит максимально быстро отслеживать их оборот, что поможет пресечь неправомерные действия со стороны недобросовестных игроков. Также ускорит процесс проверки контрагентов – к примеру, на фактическое наличие у них ценных бумаг, и какие-либо обременения.

Стоит также обратить внимание на то, что компании теоретически могут использовать криптовалюту в качестве оплаты, что позволит максимально оперативно рассчитываться с поставщиками. Но в этом случае необходимо принять во внимание тот факт, что в таком случае, криптовалюта должна признаваться активом на законодательном уровне, в противном случае при подаче налоговой отчетности у государственных органов могут возникнуть сомнения в добросовестности сделки.

Государство, являясь по своей сути огромным юридическим лицом также может найти применение технологии блокчейн во многих сферах:

  • регистрация сделок с недвижимостью;
  • военная сфера в части быстрой передачи информации, которую будет невозможно компрометировать извне, так как она хранится не в одной централизованной системе;
  • знание работы технологии блокчейн также позволяет отслеживать транзакции, совершенные с подозрительных криптокошельков, что позволяет предупреждать совершение преступлений (к примеру, незаконный оборот наркотиков – как правило, оплата производиться с использованием криптовалюты).
ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ В АСПЕКТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КРИПТОВАЛЮТАХ, РЕГУЛЯЦИЯ SEC, ОФОРМЛЕНИЕ ICO ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ

К вопросам правового регулирования законодательств многих юрисдикций о криптовалюте можно отнести отсутствие установленного законом:

  1. порядка определения криптовалюты как имущества и ее стоимости (юридические лица не могут отображать криптовалюту на балансе компании);
  2. порядка совершения сделок с криптовалютой (операции с криптовалютой попадают в категорию сомнительных, даже, несмотря на соблюдение предусмотренных законом норм для аналогичных сделок при расчете деньгами);
  3. порядка оценки правовых последствий сделок с криптовалютой (налогообложение криптовалют и их учет при подготовке финансовой отчетности);
  4. ответственности за правонарушения, совершенные с использованием криптовалют (e.g. уклонение от уплаты налогов, вывод денежных средств, иные противоправные действия);
  5. порядка проведения и правового режима ICP, несмотря на то, что он во многом схож с легальным IPO (в ряде стран – США, Сингапур, etc. такой порядок регламентируется аналогичными или теми же нормативными актами).

Необходимо отметить, что в большинстве развитых стран идет активная работа по созданию законодательств, регулирующих все перечисленные выше вопросы. В то же время в ряде стран правовой статус криптовалюты или действий с ней относительно определен, так:

  • в ЕС при обмене биткоина на фиатную (реальную/традиционную) валюту не взимается НДС;
  • в Литве банкам и иным финансовым организациям запрещено работать с криптовалютой;
  • в ОАЭ криптовалюта приравнена к товарам, не являющимся определенными инвестициями, в то же время компании, работающие с криптовалютой обязаны соблюдать нормы о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризмом;
  • в Финляндии предусмотрен порядок обложения операций с криптовалютой – полученный в результате майнинга биткоин считается заработанным доходом;
  • Швейцария приравняла криптовалюту к иностранной валюте, операции с ее использованием не облагаются НДС. Покупка и продажа криптовалюты на коммерческой основе подлежит лицензированию;
  • в Швеции криптовалюта является платежным средством, имеется установленное законодательство, регулирующее порядок лицензирования и деятельности компаний, работающих с криптовалютой;
  • в США криптовалюта, имеющая эквивалент в фиатной валюте признается имуществом.

Комиссия по ценным бумагам США (SEC) рассматривает криптовалюту как цифровое воплощение ценности, которое распространяется в цифровой форме и может быть использовано как «средство обмена, единица учета или средство накопления». К таким видам деятельности как продажа и обмен криптовалюты на коммерческой основе применяются требования законодательства о банковской тайне, а также о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. В ряде случаев операции по выпуску криптовалюты могут быть квалифицированы как эмиссия/размещение ценных бумаг. В этих случаях применяются те же нормы, что и к размещению традиционных ценных бумаг.

  • в Сингапуре криптовалюта рассматривается как актив. Операции с криптовалютой подлежат налогообложению НДС (GST – goods and services tax). Правовому регулированию подлежат отдельные виды деятельности с криптовалютой (такие как: размещение цифровых активов [токенов], торговлю ими). Более того, деятельность криптовалютных бирж подлежит обязательному лицензированию в MAS (Monetary Authority of Singapore). Помимо получения лицензии и соблюдения, предусмотренных законом регулирующих норм (в том числе compliance и KYC), криптобиржи обязаны соблюдать требования сабстанс, присутствия на территории государства, т.е. иметь реальный офис и персонал.

Важно отметить, что на сегодняшний день любая деятельность, связанная с использованием криптовалюты относится к категории high risk, следствием чего, как правило, является обязательное исполнение компаниями местного законодательства, созданного на основе AML директив (Anti-Money Laundering) или иных Актов, направленных на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, и проведение процедуры KYC в отношении каждого участника.

К вопросу о проведении ICO – в первую очередь необходимо определить наиболее лояльную к криптовалюте и ICO юрисдикции в части наличия регулирующих норм, стоимость регистрации и поддержания компании в которой соответствует ожиданиям клиента. К таким нормам, как правило, можно отнести:

  • обязанность проводить KYC процедуру в отношении всех лиц-участников;
  • обязанность получения лицензии;
  • обязанность проведения аудита.

Необходимо заранее проанализировать вопрос налогового законодательства – как правило, налоговые органы не задают вопросы при взыскании налога на прибыль. В то же время, при покупке криптовалюты определенное количество денежных средств будет занесено в расходы, тем самым уменьшится размер налогооблагаемой прибыли, причину такого уменьшения необходимо будет обосновать. Как и следует предусмотреть необходимость (или ее отсутствие) уплаты НДС.

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49