Сравнительный анализ авторского права в России и за рубежом в 2021 году

By in
Сравнительный анализ авторского права в России и за рубежом в 2021 году

«Авторское право – это право автора продать себя подороже» (И.Карпов)

«Мало родить идею, надо еще доказать отцовство» (А.Соколов)

Авторское право является очень важным аспектом любого цивилизованного государства, так как интеллектуальная собственность в современном мире служит двигателем развития любой страны. Авторское право – это право автора на результаты его творчества. Оно регламентирует право отношений, связанных с созданием и использованием литературных и музыкальных произведений, а также неимущественных прав автора.

Авторское право является частью гражданского права. Оно регламентируется национальными законами и международными договорами и возникает при создании того или иного произведения.

Авторское право не распространяется на идеи, принципы, способы, решения задач, языки программирования. Защита авторского права является одной из важнейших задач в современном мире для любого цивилизованного государства. В связи с этим, законодательства разных стран нацелены на защиту интеллектуальной собственности своих граждан.

Данная статья – это попытка провести сравнительно-правовой анализ правовой защиты авторского права в России и за рубежом, так как защита авторского права относится к числу наиболее сложных проблем в современном мире.

Право интеллектуальной собственности оказывает огромное влияние на экономическое развитие государства, так как является одной из важнейших тем в области гражданского права.

Однако механизм защиты авторского права в России пока не совершенен. Он имеет свои слабые стороны. Нарушители авторского права находят разные возможности, чтобы обойти закон, пользуются «лазейками» и «брешами» в законодательстве, нанося тем самым значительный ущерб авторам и правообладателям интеллектуальной собственности, а также государству.

К сожалению, из-за большого количества разных экономических проблем в России еще недостаточно уделяется внимания защите прав авторов. Однако принимаемые на государственном уровне законы в отношении защиты авторского права дают основание полагать, что авторское право в России будет защищено на должном уровне.

Интеллектуальная собственность охраняется во всех цивилизованных странах мира, но правовые нормы, регулирующие их, в каждой стране имеют свои отличия.

В международном праве существует множество правовых актов по защите авторского права:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 года);
  2. Всемирная конвенция об авторском праве;
  3. Международная конвенция об охране интересов артистов, исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 года);
  4. Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 года; внесены изменения 20 октября 1979 года);
  5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутник (Брюссель, 21 мая 1974 года) и т.д.

Международные договоры являются чрезвычайно значимыми правовыми актами. Страны, которые относятся к участникам международных соглашений, регулирующих авторское право, могут рассчитывать на предоставление защиты за рубежом.

В большинстве стран интеллектуальная собственность регулируется с учетом исторических, национальных, экономических условий и обычаев, а также международных договоров.

За свою историю развития в этом направлении США создали условия, при которых учитываются интересы авторов, правообладателей, а также потребителей. Именно поэтому в США ежегодно в бюджет страны интеллектуальная собственность приносит больше средств, чем от продажи автомобилей.

Необходимость защиты авторского права прописана даже в Конституции США.  В части регулирования авторских прав США входит в топ-5 самых развитых стран.

Российское законодательство в большинстве случаев похоже на зарубежное и в полной мере соответствует положению Бернской конвенции. А в некоторых случаях в российском законодательстве созданы более совершенные механизмы предоставления прав авторам. Но тем не менее Россия в основном опирается на международный опыт.

Вклад в экономику в отраслях, связанных с авторским правом:

% ВВП 

  • в США – 7,75%;
  • Нидерланды – 5,8%;
  • Россия – 5,6 %;
  • Финляндия – 4,8 %.

Согласитесь, что это немало. За это можно и нужно бороться.

В США вопросы защиты авторского права отражены в одноименном законе. Если нарушение авторского права совершено с целью получения финансовой выгоды, то оно подпадает в США под действие уголовного кодекса.

Во многих штатах США имеется ряд законов, которые направлены на защиту авторского права. Например, против пиратских товаров, недобросовестной конкуренции, фирменных наименований корпораций, подделки этикеток.

В США многогранно действует практика защиты интеллектуальных прав. Одной из особенностей этой практики является отсутствие гарантий возмещения судебных издержек.

В США считают, что возмещение судебных издержек проводится в исключительных случаях, когда доводы нарушителя носят бессистемный характер и не являются убедительными. Таким образом, истца, возбудившего судебный процесс, могут ожидать финансовые потери. Подсудность является важным процессуальным нюансом, что отличает судебную систему США.

Иск можно предъявить только по месту жительства или по месту ведения бизнеса ответчика, или в округе, в котором произошло последствие такого правонарушения. Очень важен выбор суда. В США от этого иногда во многом зависит и конечный результат по иску.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Наша фирма, обладающая огромным опытом в области защиты авторского права в иностранных юрисдикциях, оказывает квалифицированную помощь клиентам в случае возникших затруднений. Обращайтесь в удобное для вас время!

Одной из важнейших особенностей судебной системы США является определение размера компенсации ущерба. Но важно определить не размер потерянной прибыли истца, а размер полученного дохода от неправомерных действий нарушителя. Самое удивительное, что подача исковых требований не является гарантией, что иск будет удовлетворен. В связи с этим, в законодательстве США правовые нормы формируются в контексте судебных прецедентов. Суд всегда действует по-разному, так как имеет место «судебное усмотрение».

Защита интеллектуальных прав в Великобритании определяется нормами «Закона об авторском праве, промышленных образцах и патентах» (1988г). Формы и способы защиты интеллектуальных прав определяются этим законом. Заслуживает внимания положение, которое запрещает взыскивать убытки при отсутствии вины нарушителя (статья № 97 Закона). В Российском законодательстве также существует возможность взыскания убытков в зависимости от вины нарушителя (статья № 401 и статья № 1064 ГК РФ, пункт №23, постановление пленумов 5/29). Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, наступление которой «без вины» может наступить лишь в особых случаях.

В Великобритании надлежащим истцом в авторском праве может являться только обладатель исключительного права (статья № 96 закона). В российском законодательстве мы имеем такое же положение (статья № 1301 ГК РФ).

Таким образом, законодательство Великобритании и России близки в этом вопросе.

Следует обратить внимание на статью № 97 А Закона, введенную в 2002 году «Об ответственности сервис-провайдера». В случае получения сервис-провайдером уведомления, что с использованием его ресурсов были нарушены чьи-либо авторские права, суд имеет право наложить судебный запрет на деятельность данного провайдера. При нарушении авторских прав в Интернете, данная норма является убедительной.

В США указанный вопрос отражен в его нормативно-правовых актах. Он предусматривает освобождение от ответственности различных категорий интернет провайдеров. В России вопрос ответственности сервис-провайдеров еще недостаточно проработан. Однако в последнее время изучению этого вопроса уделяется большое внимание.

Имеются некоторые различия между английским и российским законодательством в последствиях признания продукции контрафактной. В Великобритании, согласно статье №99, правообладатель через суд может потребовать передачи ему контрафактной продукции. Российское же законодательство предусматривает, согласно статье №1252 ГК РФ, изъятие из оборота и уничтожение контрафактной продукции. Ранее российское законодательство разрешало передачу контрафактной продукции правообладателю. Сейчас такой возможности не существует. В Великобритании контрафактная продукция может передаваться по решению суда либо путем самостоятельной «выемки», если к контрафактной продукции открыт доступ посетителей. В том случае, когда контрафактная продукция хранится в закрытом помещении и самостоятельный доступ к ней невозможен, то «выемка» производится только по решению суда.

В Великобритании интерес представляет защита «сопутствующих прав» (статья №102 Закона). Это право автора и право лицензиата. Они подлежат защите неотделимо друг от друга. Таким образом, по иску автора суд не может по существу спора вынести решение, пока не будет привлечен правообладатель, у которого имеется лицензия. Указанное лицо должно выступать на одной стороне с автором либо, поддержав позицию противоположной стороны, стать соответчиком. В Российском праве такое правило не действует.

В США и Великобритании применим принцип копирайта, для которого актуален тезис: если ты не можешь защитить то, что тебе принадлежит, значит, это тебе не принадлежит.

Что такое копирайт? От английского слова «copyright» это означает право на воспроизведение. По американскому закону копирайт возникает сразу же по окончании работы автором над своим произведением. При этом, совершенно не имеет значения: опубликована ли работа, зарегистрирована ли она или нет. Любые произведения, защищенные копирайтом, не могут быть использованы без разрешения собственника. Это касается литературных, музыкальных, хореографических произведений, различного рода игр и фотографий. Тем не менее запрещено защищать копирайтом идеи, принципы, процесс, процедуры и т.д. Однако при этом, ни один автор до конца не может быть уверенным в том, что его произведение не окажется плагиатом. Это объясняется тем, что «все идеи витают в воздухе», и нет абсолютной гарантии, что до тебя это кто-то уже не создал.

В английском праве автором может считаться как физическое, так и юридическое лицо, так как авторское право там сводится к имущественным правам и свободно передается другим лицам.

Одним из главных отличий английского от американского права является возможность защиты в авторском праве идей, теорий и концепций.

В российском праве это сделать невозможно, так как правовой защите подлежит само произведение, а не его идея.

Обратите внимание! Если у вас возникли затруднения с оформлением авторских прав на то или иное произведение (продукт, товарный знак, торговую марку), вы можете обращаться к нашим специалистам по интересующим вас вопросам.

В европейских странах, таких как Германия, Франция, а также в России, личные права имеют принадлежность только автору, а имущественные – и другим обладателям.

Теперь мы приведем вам несколько примеров защиты авторского права.

Опишем коротко ситуацию.  Газпромнефть выпускал топливо с названием G-Drive, а у BMW уже выпускалась продукция с похожим названием x Drive. Специалисты компании, которые курируют вопросы товарных знаков/ марок, подали иск в Роспатент с требованием о запрете выпускаемого топлива с таким названием.  Им было отказано. Последовало обращение в суд, которые также не удовлетворил данное требование. Обоснование отказа было следующим: слово Drive слишком широко распространено, следовательно, заявлять на него «право» нельзя.

Известный бренд  Ferrero Roche, защищая свои авторские права на территории РФ, подал иск в суд по защите внешнего вида конфет «Raffaello», так как у компании был зарегистрирован товарный знак и внешний вид этих конфет. Ответчиком по данному иску выступали две компании: петербургская компания «Ландрин» и московская фирма «Чакуба», которые также выпускали на территории РФ конфеты с аналогичным названием и таким же видом. Суд признал право «Ferrero» на производство таких конфет и исключительное ее право. Суд обязал компании «Ландарин» и «Чакуба» прекратить выпуск этой продукции.

Всем хорошо известна песня с таким названием.

В США данная песня часто используется в коммерческих целях.  Ее воспроизведение на территории США без отчисления правообладателю запрещено. В связи с этим, в американских фильмах ее практически не исполняют. Она звучит крайне редко, так как за нее «нужно платить» правообладателям.

Песня была написана в 1893 году двумя сестрами. Потом эти права перешли их родственникам. Официально авторские права на эту песню были утверждены в 1935 году и срок их окончания наступит в 2030 году.

Ежегодно родственники за отчисления за эту песню получают примерно около 2 миллионов долларов.

А если посмотреть на коммерческую судьбу этой песни в Канаде, то авторское право длится там всего лишь 50 лет после смерти автора. И сегодня эту песню в коммерческих целях исполнять вполне законно, также как и в России. В пределах РФ можно использовать эту песню в коммерческих целях.

Вместо заключения.

Таким образом, мы видим, что данная тема очень обширна. Ее изучение требует больших временных затрат. Мы постарались познакомить вас с некоторыми особенностями авторского права, способами его защиты, а также попытались проследить развитие законодательной базы в отношении авторского права во всем мире.

Внимание! Так как вопрос этот сложный и требует детального изучения по каждой отдельно взятой стране, советуем вам в случае затруднений по данному вопросу за получением более подробной информации обращаться к нашим специалистам.

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49