Трехсекторная модель налогообложения как элемент реинжиниринга

By in

Трехсекторная модель налогообложения как элемент реинжиниринга

Взимание налогов является неотъемлемым условием существования государства, основой его стабильного функционирования. Уровень налоговых поступлений должен с одной стороны обеспечивать финансовые потребности государства, с другой стороны должен стимулировать деятельность налогоплательщиков. В связи с этим задача поиска оптимальной налоговой ставки всегда была одной из ключевых в экономической теории. Еще одним важным элементом налоговой политики государства является налоговое администрирование, т.е. организация процесса эффективного сбора налогов с налогоплательщиков. Объединяя задачи поиска оптимальной налоговой ставки и эффективного налогового администрирования в комплекс можно говорить о возникновении такого понятия как «реинжиниринг налогообложения». Одним из подходов к решению этой задачи может служить трехсекторная модель налогообложения, которая упрощенно, но достаточно точно описывает основные экономические процессы в государстве с учетом фактора налогообложения, и с успехом поддается компьютерной реализации.

Сущность трехсекторной модели налогообложения сведена к следующему. Все население страны представим тремя группами: бизнесмены, рабочие, бюджетники. Бизнесмены – это те, кто организует производство, платит работникам на этом производстве зарплату, имеет с этого производства достаточно большие доходы и платит с них налоги по довольно большой ставке, которая представляет собой как бы сумму всех налогов: с прибыли, единый социальный налог и т.д. Рабочие – это лица наемного труда, они получают свою зарплату от бизнесменов и своим трудом обеспечивают им доходы. Бюджетники – это учителя, врачи, военные, государственные чиновники и т.п., они получают зарплату от государства. Бюджет государства складывается только из налогов бизнесменов, ни рабочие, ни бюджетники налогов не платят (это небольшое несущественное упрощение). Определенная доля государственного бюджета тратится на общегосударственные нужны: оборону, импорт необходимых товаров из-за границы и т.п., стальная часть бюджета идет на зарплату бюджетникам.

Обозначим долю во всем населении бизнесменов b , рабочих – w, бюджетников – s.
Обозначим доход бизнесменов zb, зарплату рабочих – zw, зарплату бюджетников – zs.
Описанные группы населения не являются совершенно неподвижными: часть бизнесменов разоряется и переходит в рабочие или бюджетники, есть и обратное движение.

Эти процессы перехода из группы в группу можно изобразить следующим размеченным графом, наподобие того, что изображен на рис.1.
Здесь использованы следующие обозначения:
awb – коэффициент текучести из рабочих в бизнесмены;
abw – коэффициент текучести из бизнесменов в рабочие;
abs  – коэффициент текучести из бизнесменов в бюджетников;
asb  – коэффициент текучести из бюджетников в бизнесменов;
aws – коэффициент текучести из рабочих в бюджетников;
asw – коэффициент текучести из бюджетников в рабочие.

При построении этого графа приняты некоторые упрощения. Так, многочисленные исследования свидетельствуют, что в развитых экономиках ежегодно примерно десятая часть бизнесменов разоряется и переходит по нашей схеме в рабочие или бюджетники. Примем, что соответствующие интенсивности текучести равны 0.05, т.е. 5% бизнесменов ежегодно переходят в рабочие и 5% – в бюджетники. Интенсивности переходов из рабочих в бюджетники и наоборот будем считать равными также 5%. Интенсивности переходов из рабочих в бизнесмены будем считать пропорциональными отношению зарплат рабочих к зарплатам бюджетников и доходам бизнесменов. Другими словами, во сколько раз доход бизнесмена выше зарплаты бюджетника, во столько раз желание рабочего стать бизнесменом больше, чем стать бюджетником.

Кроме того, интенсивности этих переходов пропорциональны еще и отношению численностей соответствующих групп, так что окончательно:

Нижеследующие условия назовем «условия стабильности численности социальных групп»
      (1)
Первое условие означает, что количество разоряющихся бизнесменов восполняется за счет рабочих и бюджетников;
Второе условие означает что рабочие, становящиеся бизнесменами и бюджетниками (0,5) в равной степени замещаются бизнесменами и бюджетниками;
Третье условие аналогично второму, но в отношении бюджетников: бюджетники, становящиеся бизнесменами и рабочими (0,5) в равной степени замещаются бизнесменами и рабочими, становящимися бюджетниками;
Последнее условие означает, что все население принято за единицу. Введем следующие обозначения:
t – ставка налога с дохода, который платят бизнесмены. Как указывалось выше, это единственный источник государственного бюджета.
fs – доля  государственного бюджета, идущая на зарплату бюджетников;
l – коэффициент эксплуатации рабочих, равен отношению доходов всех бизнесменов к зарплате всех рабочих

Подчеркнем, что ни рабочие, ни бюджетники налогов не платят. В рамках рассматриваемой модели это можно объяснить так: бюджетники не платят, потому что заплату им платит государство, так что незачем платить налоги, чтобы потом эту сумму получать назад; рабочие же не платят, потому что зарплату им платят бизнесмены, так что можно считать, что бизнесмен платит налог и за «своих» рабочих. В модели зарплата рабочего не учитывается в доходе «его» бизнесмена.
Следующие условия назовем «условия сбалансированности зарплат и налогов»
               (2)
Первое условие показывает, что в рассматриваемой модели в зарплатах важны лишь их относительные величины, т.е. во сколько раз доход (зарплата) в одной группе населения больше (или меньше) зарплаты в другой.
Второе условие показывает, что зарплата бюджетников составляет долю финансирования, выделяемой государством из средств, полученных в виде налогов от доходов бизнесменов.
Третье условие означает, что доход бизнесменов прямо пропорционален коэффициенту эксплуатации рабочих.
Следующие условия назовем «условия социальной справедливости»
                         (3)
Поясним эти условия. Первое условие ограничивает совокупный доход всех бизнесменов 10-ти кратной суммой зарплат «эксплуатируемых» ими рабочих.
Второе условие означает, что налог не должен изымать более половины дохода бизнесмена.
Третье и четвертое условия означают, что доход бизнесменов до уплаты налогов должен по крайней мере в два раза превосходить зарплату рабочих или бюджетников.
Последнее условие ограничивает расходы государства на выплату зарплаты бюджетникам на уровне 50%.
Используя компьютерную программу, которая будет перебирать тройки (b, w, s) в сумме равные единице с каким-нибудь небольшим шагом будем подставлять в систему (1) и находить параметры awb, asb, а по ним найдем соотношения  и и параметры t и l.
Затем проверим выполнение условий (3) социальной справедливости. Если эти условия выполняются, то анализируемую тройку назовем допустимой – такая социально-экономическая структура общества допустима. Все найденные допустимые структуры описывают равновесные, или стационарные, состояния общества – состояния, в которых основные параметры, характеризующие общество, остаются постоянными.

Теперь представим, что правительство, поддавшись требованиям бюджетников, увеличило им зарплату в 2 раза. Если ничего больше не предпринять, то равновесие в модели нарушится. На самом деле, asb уменьшится в 2 раза и система (1) перестанет выполняться. Численность бюджетников начнет увеличиваться (abs и aws будут увеличиваться). Изменяя соответствующие параметры и подставляя их в систему можно найти новые равновесные состояния модели. К примеру, таким параметром может быть ставка налога (t), а задачей – поиск минимальной ставки при выполнении всех остальных требований системы.

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49