Уголовная ответственность за работу на финансовом рынке без лицензии на примере британского законодательства

By in
Уголовная ответственность за работу на финансовом рынке без лицензии на примере британского законодательства

Мы выбрали британское законодательство, регулирующее деятельность на финансовом рынке Великобритании, чтобы на его примере показать, на какие моменты нужно обратить внимание уважаемому читателю, профессионально занимающемуся на финансовом рынке управлением инвестиционными портфелями третьих лиц-инвесторов. Автор этой статьи из своего опыта профессиональной практической деятельности знает, что законодательство, регулирующее деятельность на финансовых рынках, хоть и отличается, но все-таки имеет очень много общего. Поэтому, получив знания о регулировании финансовых рынков в Великобритании, можно спроецировать эти знания и на другие страны. Данная статья может также служить примером того, как делается юридический анализ законодательства.

Автор этой статьи призывает уважаемого читателя четко следовать правилам, не нарушать законодательство и не подвергать себя риску наказания со стороны регулирующих и правоохранительных органов. Данная статья должна позволить уважаемому читателю понять правила игры и принять собственное обдуманное и обоснованное решение по какому пути идти.

Работа на финансовом рынке с точки зрения законодательства можно классифицировать как работа  «в белую», «в серую» и «в черную». «В белую» означает работать с лицензией,  «в черную»  –  вести публичную деятельность на финансовом рынке без лицензии. «В серую» значит вести непубличную деятельность на рынке ценных бумаг, не высовываясь и не афишируя свою деятельность, в надежде, что никто из контролирующих органов никогда не узнает об этом. «В серую» и «в черную» играют те, кто искренне верит, что «кто не рискует, тот не пьет шампанское». Надежда на русский «авось», или практические навыки «отмазываться», если «возьмут за жабры», или просто желание «пронестись яркой звездой на полуночном небосводе и получить от жизни все», а не жить жизнью «человека в футляре» – еще один из вариантов мышления людей, которые идут на это. К этому можно добавить и объективные причины того, что работа с лицензией – это достаточно дорогостоящий вариант и многим, особенно начинающим или тем, кто так и не смог выйти на следующую орбиту, этот вариант просто финансово не под силу.

Для чего было введено регулирование финансовых рынков? Законодатель говорит, что в первую очередь это защита инвесторов, доверяющих свои накопления профессиональным и непрофессиональным посредникам на финансовом рынке. Хотя, как кажется автору этой статьи, продекларированная выше цель все же не единственная. Последние волны закручивания гаек на финансовом рынке показали, что законодатель изыскивает различные способы латания дырок в бюджете, придумывая и реализуя новые концепции, о которых еще лет 15 назад никто и не слышал. Взять, к примеру, борьбу с отмыванием денег. Интересно, что само понятие «отмывание денег, полученных преступным путем» значительно изменилось за последние годы и, возможно, в не таком далеком будущем будет включать в себя и то, что мы на сегодня и не считаем преступлением. Введение системы лицензирования и требований к отчетности позволило регулятору сделать вход на финансовый рынок достаточно дорогостоящим и недоступным для начинающих, небольших или менее успешных инвестиционных управляющих из-за тяжеловесных и дорогостоящих в выполнении требований как законодательства, касающегося работы на финансовом рынке, так и законодательства о противодействии отмыванию денег, полученных преступным путем. Можем привести пример Кипра, ставшего популярным в связи с вопросом получения финансовых лицензий из-за льгот в налоговом законодательстве и так называемой концепции «европейского паспорта», когда, получив финансовую лицензию в одной из стран ЕС, можно работать во всех странах единого рынка ЕС, всего навсего уведомив регулятора той страны, где кипрская инвестиционная компания планирует открыть представительство или филиал. Так вот, по словам одного из управляющих кипрского альтернативного инвестиционного фонда, для того, чтобы содержать это хозяйство нужно не менее 400,000 евро в год. Из чего складывается эта цифра? А в первую очередь из того, что нужно содержать собственный профессиональный штат. Так как Кипр маленькая страна, то даже при небольшом спросе предложение достаточно быстро иссекает и все начинают бороться за «головы» сотрудников, повышая предлагаемую зарплату, пока на рынке труда не наступит очередное состояние равновесия.

Но вернемся к теме статьи и к тому, какое наказание британское законодательство, регулирующее деятельность на финансовых рынках, применяет к тем, кто публично продвигает свои услуги по управлению инвестициями третьих лиц, не имея на это лицензии. Хотя с 01.01.2021 Британия уже не входит в ЕС, но на момент написания этой статьи в январе 2021 года законодательство ЕС все еще продолжает действовать. Поэтому уважаемый читатель может спроецировать британское законодательство и на другие страны ЕС, в которых нет официального перевода национального законодательства о регулировании финансовых рынков на английский язык и можно руководствоваться только неофициальными переводами, полагаясь только на профессионализм переводчика, который должен обрадать не только знаниями в области права двух стран, но и свободно говорить на двух языках. Сразу же согласимся с более искушенными читателями, что у национального законодательства «ноги растут» из директив ЕС, которые правительства стран ЕС обязаны внедрять в национальное законодательство, и поэтому сведущий читатель там сможет почерпнуть необходимые знания.

Есть еще достаточно интересный момент с акциями так называемых закрытых акционерных обществ в плане того, как можно предлагать акции закрытого акционерного общества потенциальным инвесторам. В этом есть свои подводные камни, и об этом мы подробно расскажем в другой технической статье, посвящённой вопросу правового регулирования предложения акций закрытого акционерного общества потенциальным инвесторам.

Итак, деятельность на финансовом рынке Британии регулируется Financial Services and Markets Act 2000 (или сокращенно FSMA). Статья 21 этого законодательства говорит о том, что, занимаясь бизнесом, никто не может предлагать или побуждать к участию на финансовом рынке в качестве инвестора кого бы то ни было за исключением лицензированных профессионалов. Данное положение называется ограничением на публичную деятельность нелицензированных посредников на финансовом рынке. Но, к счастью, из любого правила существуют исключения. Не является и исключением из этого правила и законодательство Великобритании, которое регулирует деятельность на финансовых рынках. Данные исключение прописаны в Financial Services and Markets Act (Financial Promotion) Order 2005 (SI 2005/1529) или сокращенно FPO.

Законодатель четко определил, что потенциальный инвестор может принимать инвестиционные решения под влиянием или полагаясь на финансовую информацию, которую предоставляют посредники на финансовом рынке. В связи с тем, что «проигравшиеся» инвесторы пытаются жаловаться регулятору финансового рынка и пытаться через него возместить свои потери и убытки, то законодатель правомерно решил провести жирную черту между лицензированными и нелицензированными участниками финансового рынка, предлагающими услуги управления инвестициями третьих лиц, запретив последним рекламировать свои услуги среди потенциальных инвесторов. Для того, чтобы правилам следовали и четко их выполняли, законодатель ввел уголовную и финансовую ответственность в виде штрафов за продвижение услуг по управлению инвестициями третьих лиц, участниками финансовых рынков без соответствующей лицензии, полученной от регулятора финансовых рынков Британии.

Сразу же следует отметить, что законодатель не планировал привлекать к ответственности средства массовой информации, через которые идет реклама деятельности по управлению инвестиционным портфелем третьих лиц. Поэтому если уважаемый читатель видит где-то такую рекламу, то это совсем не значит, что интернет-провайдер или мультимедийная платформа проверили рекламодателей на наличие лицензии. Автор данной статьи неоднократно сталкивался с тем, что интернет-мошенники даже указывали фиктивные номера финансовых лицензий на своем сайте. Номер лицензии всегда можно проверить, зайдя на сайт финансового регулятора той или иной страны. Но к счастью интернет-мошенников есть и такие инвесторы, которые или не понимают, или ленятся проводить проверку, а когда деньги потеряны, то «уже поздно пить Боржоми», так как след этих мошенников уже простыл и горе-инвестор «мотает сопли на кулак», поскольку ничего другого ему не остается. Не менее интересен и факт того, что жертвы этих интернет-мошенников редко обращаются в правоохранительные органы. А знаете почему? Потому что не могу объяснить этим самым правоохранительным органам источник происхождения этих самых финансовых потерь. На это и рассчитывают интернет-мошенники, справедливо полагая, что на них никто не донесет, и продолжают свою деятельность, общипывая доверчивых Буратин, у которых завалялись взявшиеся непонятно откуда золотые монеты. С другой стороны, причина этому – людская жадность, когда хочется «быстро срубить бабла», ничего не делая, «не горбатясь, как недоумки, сутками напролет на работе». Как правило, «срубить» удается только интернет-мошенникам за счет доверчивых граждан. Тут как некстати вспоминается из классики – «на жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь ..». Не устаревает все-таки классика!

Вернемся опять к британскому законодательству, которое регулирует деятельность на финансовых рынках Британии. Законодатель дает определение тому, что же входит в понятие «рекламировать деятельность по управлению инвестициями третьих лиц» (сюда же относится и предоставление советов и финансовой информации, которая может повлиять на принятие инвестиционного решения и т.д.). В частности, ответы на нижеприведенные вопросы помогут определить, подпадает ли реклама услуг по управлению финансами под регулирование или нет:

  1. Была ли какая-нибудь информация передана или предполагается, что она была передана, потенциальному инвестору?
  2. Относилась ли эта переданная или предполагаемо-переданная информация к предложению сделать инвестиции или побуждала сделать инвестиции?
  3. Находился ли этот получатель информации (потенциальный инвестор) в Британии или нет?
  4. Подпадала ли переданная или предполагаемо-переданная информация под исключения действия законодательства о регулирование финансовых рынком в Британии (т.е. когда такая деятельность не требует лицензии)?

Если можно положительно ответить на первые четыре вопроса и отрицательно на последний, то данная передача информации потенциальному инвестору в любом виде (письменном или устном) однозначно подпадает под действие законодательства о регулировании финансовых рынков в Британии, которое запрещает продвижение услуг, связанных с финансовыми рыками без соответствующей лицензии.

Что такое «предложение стать инвестором на финансовом рынке» и «действия, которые побуждают сделать инвестирование на финансовом рынке»?

Законодательство FSMA, регулирующее деятельность финансовых рынков, не дает прямого ответа на эти два вопроса. Соответственно, согласно правилам английского права, нужно следовать общепринятому толкованию слов «предложение» и «побуждение». При этом судебная практика уточняет, что в «предложении» и «побуждении» должен быть мотив предложить свои собственные услуги, т.е. стать инвестиционным управляющим или консультантом по инвестициям у данного потенциального инвестора за вознаграждение. Нужно отметить, что если переданная информация носила просто информационный характер, да простит нас уважаемый читатель за тавтологию, или ,иными словами, была простая констатация фактов, то такая передача информации не попадает под регулируемую деятельность. Это очень важное и принципиальное замечание, которое является своего рода водоразделом между регулируемой и нерегулируемой деятельностью. С другой стороны, это и правильно, ведь если сторона, являющаяся источником информации, не преследует коммерческих целей, и принимающая сторона понимает это и не полагается на данную информацию как профессиональный совет или рекомендацию, то и риска финансовых потерь для потенциального инвестора тоже нет. Сам тест на то, была ли это попытка получить клиента тем, кто предоставлял информацию в устном или письменном виде, является объективным тестом, который должен доказать, что была преднамеренная попытка получить нового клиента с целью заработать от предоставленной услуги, и именно это было целью передачи информации потенциальному инвестору (участнику финансового рынка). Сам тест предполагает определение ответов на следующие вопросы:

  1. Может ли характеризоваться общение с потенциальным инвестором как попытка убедить потенциального инвестора сделать инвестиции при помощи стороны, которая передавала данную информацию?
  2. Были ли в общении с потенциальным инвестором использованы методы убеждения через демонстрации финансовых выгод от инвестиций и т.п., посредством стороны, которая передавала эту информацию?

Финансовый регулятор Британии стоит на позиции, что если не была предпринята попытка тем или иным способом убедить потенциального инвестора сделать инвестиции на финансовом рынке, то общение между двумя сторонами не подпадает под действие законодательства о регулировании финансовых рынков, а в частности, статьи 21 FSMA.

Сейчас для более полного понимания законодательства по регулированию деятельности на финансовых рынках Британии FSMA нужно детальнее рассмотреть то, как юридически трактуются слова «предлагать» и «побуждать», которые являются ключевыми словами в законодательстве о регулировании финансовых рынков в Британии.

Слово «предлагать» трактуется как прямое приглашение к инвестированию в финансовые инструменты или продукты и данное «предложение» должно повлечь за собой тот факт, что потенциальный инвестор фактически сделал инвестиции на основании данного «предложения». Примерами значения термина «предлагать» или «предложение» могут быть реклама, призывающая делать инвестиции (например, в биткоины, акции, облигации, участие на рынке форекс и т.д.), рекламные проспекты, содержащие формы заказа на инвестиции и т.д. В пояснении, которое выпустил регулятор финансовых рынков Британии, четко сказано, что если не было элемента убеждения, то такая рекламная деятельность не подпадает под действие законодательства о регулируемых финансовых рынках, и, соответственно, может осуществляться без лицензии. Примером предложения может быть фраза «зарегистрируйся на нашей платформе и начни торговать прямо сейчас».

Чтобы помочь понять трактовку слова «предлагать» или «предложение» в контексте продвижения услуг на финансовых рынках, регулятор финансовых рынков дал следующие пояснения того, что он не считает «предложением» услуг. В частности, следующее не подпадает под понятие «предложение»:

  1. Трастовый управляющий или представитель потенциального инвестора, который действует на основании доверенности, когда передает инвестиционный проспект этому потенциальному инвестору.
  2. В случае если профессиональный финансовый консультант спрашивает потенциального инвестора, готов ли тот подписать контракт на инвестиции.
  3. В случае если уже есть договоренность и нужно подписать ее в виде контракта между сторонами.

Как мы видим из вышесказанного, финансовый регулятор оставляет совсем немного места для маневра, если придется защищать позицию, что «предложения» не было.

Второй элемент – это слово «побуждать», которое тоже требует пояснений. Финансовый регулятор считает, что «побуждение» это связь в цепочке, которая в конечном счете привела к тому, что потенциальный инвестор сделал инвестиции на финансовом рынке. Если вчитаться в трактовку слова «побуждать», то мы увидим, что законодатель зацепил и охватил почти все возможные варианты публичного и непубличного взаимодействия с потенциальным инвестором, которые в конечном счете и привели к тому, что потенциальный инвестор стал реальным. Чтобы почти 100% взаимодействий с потенциальным инвестором не подпадало под регулирование, и финансовому регулятору не утонуть в изучение мелких споров относительно того, считать ли конкретное взаимодействие в цепочке, которое привело к инвестированию на финансовом рынке, регулятор разграничил «существенные» и «несущественные» взаимодействия, исключив последние из-под регулирования. Под регулирование подпадает и начальный этап взаимодействия, когда кто-то рекомендует обратиться к «серому» или «черному» участнику финансового рынка, действующим соответственно публично или непублично. Финансовый регулятор приводит два поясняющих примера, чтобы провести разделительную черту между регулируемым и нерегулируемым действием на финансовом рынке:

  1. Упоминания факта того, что у кого-то есть соответствующий инвестиционный опыт не является «существенным» шагом в цепочке, которая может привести к тому, что инвестиции были сделаны, и поэтому не подпадает под регулирование (тем не менее стоит отметить, что если были переданы какие-то материалы с параметрами инвестиций, то такой шаг может быть рассмотрен как «существенный» и попасть под регулирование).
  2. Призыв к тому, чтобы сделать инвестирование в тот или иной инструмент на финансовом рынке, который принесет ту или иную доходность, однозначно является «существенным» шагом или звеном в цепочке событий, которые привели к тому, что потенциальный инвестор сделал инвестиции на основании этих «побуждений» к инвестированию.

В связи с этим простое упоминание опыта и успехов, которые были достигнуты на финансовых рынках, не является регулируемым действием и не подпадает под действие законодательства, регулирующего финансовые рынки, если в нем нет призыва инвестировать в конкретные финансовые инструменты или воспользоваться услугами конкретного финансового консультанта или инвестиционной компании для того, чтобы сделать инвестиции на финансовом рынке Великобритании.

Финансовый регулятор приводит примеры «побуждений», которые он считает регулируемым действием на финансовом рынке:

  1. Информация на веб-сайте.
  2. Рекламные баннеры.
  3. Публикации на информационных порталах или размещение роликов на YouTube.
  4. Размещение информации (таблицы) о том, сколько было заработано на том или ином финансовом инструменте или продукте (в то же время сам регулятор говорит, что простая констатация фактов не является регулируемой деятельностью, – это означает, что нет проблем публиковать уже всем известную публичную информацию о том или ином финансовом инструменте или продукте, но если потенциальный инвестор сделал инвестиции, на основании этой информации, то есть высокий риск того, что она может рассматриваться как побуждающая к деятельности, и быть «существенной»).
  5. Приглашение пройти тренинг по инвестированию.
  6. Предоставление инвестиционного договора и объяснение его параметров.
  7. Предложение встретиться или переговорить с кем-то по теме потенциальных инвестиций в финансовые продукты или инструменты.
  8. Предоставление советов и рекомендаций, как инвестировать или зарабатывать на финансовом рынке и т.д.

Сразу же отметим, что вышеприведенный список не является исчерпывающим и приведен здесь для иллюстрации.

Под понятием «передать информацию» или «предполагается, что информация была передана» финансовый регулятор подразумевает, что сторона, которая передала или предполагается, что передала информацию, сделала соответствующие шаги для передачи информации. Были ли эти шаги сделаны или нет – это констатация фактов. Примером может послужить передача инвестиционного проспекта, отправка email с информацией о финансовом инструменте или продукте или просто разговор лично или по телефону с упоминанием финансовых инструментов или продуктов и т.д.

Нижеперечисленные примеры позволяют понять, как финансовый регулятор практически трактует факт передачи информации потенциальному инвестору:

  1. Был факт передачи инвестиционного проспекта или иной информации о финансовом продукте или инструменте в бумажном, электронном или устном виде.
  2. Доказывает, что ответственность за факт того, что переданная информация была прочитана или услышана, что лежит на том, кто передавал эту информацию. Предполагается, что информация была получена и прочитана или услышана и т.д.

Для того, чтобы передача информации подпадала под регулирование, важно понимать, кому она была адресована. Т.е. если на основании этой информации решение об инвестировании в финансовый продукт или инструмент было принято лицом или группой лиц, к которым данная передача информации не относилась, то это не считается передачей информации, регулируемой законодательством о регулировании финансовых рынков.

Существенным моментом регулирования финансовых рынков является факт того, что рекламирование инвестиционных продуктов и инструментов ведется или велась в области инвестиционной деятельности как предпринимательская деятельность, т.е. с целью получение прибыли от этой деятельности. Достаточно интересно посмотреть, как финансовый регулятор трактует конкретные примеры:

  1. Холдинговая компания, которая продает акции своей дочерней компании, делает это в ходе предпринимательской деятельности.
  2. Считается, что физические лица ведут предпринимательскую деятельность, если зарабатывают деньги на предоставлении услуг на финансовом рынке. Стоит отметить, что финансовый регулятор не считает, что информация о финансовых продуктах и инструментах, передаваемая близким родственникам или друзьям, является действием, которое регулируется законодательством о регулировании финансовых рынков. Данный вид предоставления инвестиционной информации является исключением. Если с родственниками все понятно, то понятие «друзья» должно трактоваться в общепринятом смысле, и обязанность доказательства того, что то или иное лицо было «другом», лежит на том, кто предоставлял информацию.
  3. Привлечение инвесторов небольшими акционерными компаниями тоже подпадает под исключение и не регулируется. Законодатель дает данное исключение только на этапе формирования компании, а не привлечении новых инвесторов после того, как компания уже была зарегистрирована, и только в том случае, если это не происходит на постоянной основе, т.е. для финансового консультанта или финансоваойкомпании это не является регулярной предпринимательской деятельностью.

Как понимает финансовый регулятор фразу «был или была вовлечена в инвестиционную деятельность»? Законодательство трактует это следующим образом:

  1. Было достигнуто соглашение с потенциальным инвестором об инвестировании в финансовый инструмент или продукт.
  2. На основании соглашения одна из его сторон, финансовый консультант или инвестиционная компания делала инвестиции от лица инвестора на финансовом рынке.

Настало время перейти к территориальному принципу действия законодательства о регулировании финансовых рынков и объяснить, как оно действует. Само слово «территориальный» говорит само за себя, т.е. финансового регулятора Британии совсем не волнует, если потенциального клиента «окучивают» за пределами Британии. Британский финансовый регулятор полагает, что вопросы регулирования деятельности финансовых консультантов и инвестиционных компаний каждая страна решает самостоятельно, и британского финансового регулятора не должно волновать, выполняют ли финансовые консультанты или инвестиционные компании, находящиеся на территории зарубежного государства, требования законодательства такого государства в соответствии с законодательством, регулирующим финансовые рынки такого государства. Даже если кто-то на территории Британии «окучивает» потенциального инвестора в другой стране, то и это тоже не регулируется законодательством Британии о регулировании финансовых рынков в Великобритании. Это достаточно важный момент. Повторимся еще раз, чтобы это уложилось в голове нашего уважаемого читателя, – если потенциальный инвестор не находится на территории Британии, то уголовного преследование за рекламирование и действия, связанные с инвестированием в финансовые продукты и инструменты на финансовом рынке, не подпадают под действие законодательства о регулируемых рынках Британии и не требует наличия лицензии в Британии.

Что же практически это значит? Итак, регистрируем партнерство с ограниченной ответственностью, единственной предпринимательской деятельностью которой будет инвестирование собственных средства в финансовые инструменты или продукты. Есои потенциальные партнеры этого партнерства с ограниченной ответственностью не являются резидентами Британии, то реклама инвестиционной деятельности вне Великобритании не запрещена, даже когда у этого партнерства нет лицензии на регулируемую деятельность, т.е. данная рекламная деятельность не регулируется, и ведение такой деятельности без лицензии не преследуется уголовным правом Британии. Сразу же стоит отметить, что если законодательство Британии и не запрещает такую деятельность, то это совсем не означает, что данная деятельность без лицензии разрешена в России, Украине или Казахстане. В каждой из этих стран есть свое законодательство по регулированию деятельности на финансовых рынках, которое нужно соблюдать и которое, скорее всего, накладывает не меньшие ограничения и, соответственно, тоже преследует лицензионную деятельность на финансовых рынках без лицензий. Как регулируется деятельность финансовых рынков России, Украины и Казахстана уважаемый читатель может прочитать в технических статьях на нашем сайте.

Закончить освящение законодательства Британии, относящегося к действиям на финансовом рынке, мы бы хотели исключениями из правил, которые существуют в британском законодательстве и не требуют получения лицензии для работы на финансовых рынках Великобритании. Среди таких исключений упомянем нижеследующие:

  1. Виды коммуникаций:
    • Последующее общение (уважаемый читатель, думаем, что нужно предположить, что первоначальное общение было инициировано в соответствии с требованиями законодательная, т.е. если у человека, который был коммуникатором, была лицензия для работы на финансовых рынках, если этого требовало соответствующее законодательство).
    • Первичное представление себя и своего профайла.
    • Общий разговор без упоминания каких-либо конкретных финансовых инструментов или продуктов.
    • Общение, которое произошло всего лишь один раз и за которым не последовало продолжения.
    • Информация, которая относится к продаже бизнеса или поглощению закрытого акционерного общества.
  2. Общение с конкретным или конкретными потенциальными инвесторами:
    • Инвесторами, которые находятся за пределами Британии.
    • Лицензированными участниками финансовых рынков.
    • Так называемыми High Net Worth Individuals (HNWI), т.е. состоятельными гражданами или резидентами Британии, потеря части состояния которых не приведет к трагическим последствиям в их жизни. Стоит отметить, что сумма годового дохода и накопленного имущества в Британии не должна быть таким уж высоким, как в других странах, чтобы кого-то признали HNWI (это достаточно интересная лазейка в законодательстве).
    • Опытными профессиональными инвесторами.
    • Опытными профессиональными инвесторами, которые именуют себя таковыми.
    • Сообществами HNWI и профессиональными инвесторами (скажем, в виде партнерства с ограниченной ответственностью).

Вышеприведенный список не является исчерпывающим и за конкретными ответами нужно обращаться к законодательству Британии, которое регулирует деятельность на финансовых рынках Британии, или к автору этой статьи.

И в самом конце данной статьи затронем животрепещущую тему наказания за ведение регулируемой деятельности на финансовых рынках без лицензии. Итак, для тех, кто ведет регулируемую деятельность без лицензии на территории Британии, законодатель установил наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет. Кроме этого, инвестиционный договор, подписанный между потенциальным инвестором и «серым» или «черным» финансовым консультантом или инвестиционной компанией, которые работают без лицензии там, где ее нужно иметь, считается недействительным, и все суммы, которые были выплачены инвестором за управление инвестиционным портфелем, должны ему быть возвращены.

Для того, чтобы было начато уголовное преследование за ведение регулируемой деятельности без лицензии, необходимо, чтобы, в соответствии с британским уголовным правом, обвиняемый знал, что он или она нарушает правила, установленные законодательством, регулирующим деятельность на финансовых рынках. Применение вышеназванного положения уголовного права подтверждается решением суда в Financial Conduct Authority v Skinner and others (2020) EWHC 1097 (Ch) (6 May 2020) в судебном процессе от 2020 года.

Итак, мы кратко разобрали действующее законодательство на территории Британии, которое регулирует деятельность на финансовых рынках этой страны. Мы провели краткое толкование этого законодательства с примерами, которые должны были помочь уважаемому читателю понять, как финансовый регулятор Великобритании трактует те или иные положения законодательства, которое регулирует деятельность на финансовых рынках. Мы также привели примеры того, в каких случаях не требуется лицензия. Данное понимание должно помочь уважаемому читателю сделать правильные выводы и принять осознанное решение относительно того, нужно ли получать лицензию или предпочесть оставаться малозаметным или малозаметной в серой зоне и не лезть на рожон, занимаясь откровенной чернухой, после прочтения данной статьи прекрасно понимая, на что можно нарваться.

Eltoma Legal & Corporate Services может помочь проанализировать конкретную ситуацию финансового консультанта или инвестиционной компании и дать ответ, будет ли данная деятельность регулироваться или нет. А кроме того, подсказать, что не нужно делать, чтобы не иметь проблем с законом в той или иной стране, ведь уголовное преследование, если даже оно не привело к заключению и лишению свободы, все равно очень сильно откладывает свой отпечаток на жизнь обвиняемого. Думаем, что не стоит играть с законом. Проще понять правила игры и найти такой вариант, который позволит вести профессиональную деятельность, не нарушая закон.

В данной статье мы коснулись уголовного наказания, связанного только с нарушением законодательства о регулировании деятельности на финансовых рынках Британии, но не коснулись еще более сурового наказания за нарушение законодательства о противодействии отмыванию денег, полученных преступным путем. Если будет доказано, что было совершено преступление, за которое обвиняемый понес наказание, то все доходы, полученные данным обвиняемым, должны быть изъяты. Кроме того, все, кто оказывают услуги на финансовом рынке (с лицензией или без), должны проверять происхождение накоплений и доносить, если есть хоть какие-то сомнения в том, откуда взялись эти накопления. Мы достаточно много пишем о регулировании, касающегося противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, и уважаемый читатель найдет много материала об этом на нашем сайте. Если не будет отправлен отчет о том, что есть сомнения в законности накоплений денег, которыми управляет финансовый консультант или инвестиционная компания, в соответствующую инстанцию, то этот финансовый консультант или инвестиционная компания становится соучастником и тоже будет нести ответственность за сокрытие информации и, соответственно, тоже становится участником процесса отмывания денег со всеми вытекающими из этого последствиями. Наказание за отмывание денег более строгое, чем просто нарушение законодательства о регулируемых финансовых рынках.

Если же уважаемый читатель уже на том уровне бизнеса, когда этот бизнес нужно выводить на новый уровень, а работа «в серую» просто не позволяет активно рекламировать себя в качестве инвестиционного управляющего и реально масштабировать свой фонд, то стоит задуматься о получении лицензии. Если уважаемому читателю нужна помощь, то Eltoma Legal & Corporate Services сможет помочь подготовить и подать заявку на получение лицензии со всеми сопровождающими документами, и ответить на все вопросы финансового регулятора, чтобы получить финансовую лицензию. Если уважаемый читатель пожелает, то Eltoma Legal & Corporate Services может помочь с сопровождением лицензированной компании, оказывая юридическую, бухгалтерскую и налоговую поддержку. Кроме этого, Eltoma Legal & Corporate Services может помочь открыть офис, сделать разрешения на работу или помочь нанять местных сотрудников. Хотим напомнить уважаемому читателю слова русского классика о том, что «нельзя объять необъятное», и поэтому Eltoma Legal & Corporate Services специализируется на Британии, Кипре, Сингапуре и Гонконге, где у компании есть лицензии на осуществление соответствующей деятельности, опыт и присутствуют необходимые специалисты.

Если же уважаемый читатель решит остаться в «серой» зоне законодательства, то автор этой статьи рекомендовал бы прочитать статьи о нерегулируемых инвестиционных фондах.

    Форма подписки на наши еженедельные новости

    * - обязательные поля

    Сингапур+65 624 77 192
    Великобритания+442 0376 93 170
    Россия+7 (499) 609 70 10
    Украина+38044 338 36 49