Задачей моделирования налогообложения ставится построение такой системы принятия налоговых решений, которая бы отвечала, прежде всего, требованиям универсальности, гибкости, адаптируемости. Система должна иметь возможность реагировать на изменение любого элемента налогового поля предприятия. Предъявление к системе таких требований обуславливает необходимость формализации всего налогового поля предприятия, состоящего, во-первых: из деятельности самого предприятия, которая представляет собой набор совершаемых предприятием хозяйственных операций, а во-вторых: из режима налогообложения этих операций, представляющего набор четких правил налогообложения, закрепленных в соответствующих нормативных актах. Оба этих элемента (хозяйственные операции и налоговые нормативные акты) с успехом поддаются формализации. К примеру, хозяйственные операции можно формализовать относительно плана счетов бухгалтерского учета, который, с одной стороны, носит закрытый характер, а с другой стороны позволяет описать любую хозяйственную операцию. Нормативные акты в области налогообложения, хотя и не так жестко детерминированы, как хозяйственные операции, все равно содержат определенные показатели налогообложения, перечень которых установлен заранее. К нормативным документам, регламентирующим налогообложение в РФ относится Налоговый кодекс, Федеральные законы по отдельным налогам (в части, не противоречащей Налоговому кодексу). Кроме того в целях построения автоматизированной системы принятия налоговых решений к нормативным документам в области налогообложения относятся документы, не являющиеся нормативными согласно действующему законодательству, а именно: Инструкции и Методические рекомендации Министерства по налогам и сборам, Разъяснительные письма МНС РФ и Министерства финансов РФ.
В рамках предлагаемой модели любой нормативный документ в области налогообложения рассматривается как совокупность определенных параметров налога. Применительно к автоматизированной обработке хозяйственных операций и начислению налогов имеют значение следующие параметры налогов:
- налоговая база (совокупность понятий «объект налогообложения», «налоговая база» и «льготы»);
- формула налога (совокупность понятий «порядок исчисления налога», «налоговый период» и «ставка налога»);
- источник уплаты налога (часть понятий «порядок исчисления налога» и «порядок уплаты налога»).
Нормативные документы могут содержать как все вышеперечисленные параметры (например, Налоговый кодекс), так и лишь некоторые из параметров (например, Письма МНС РФ).
Формализация хозяйственных операций необходима для реализации алгоритма их автоматизированной обработки и правильного начисления налогов.
Формализация хозяйственных операций должна быть осуществлена до такого уровня, чтобы: во-первых, пользователь со своей стороны однозначно понимал ее сущность; во-вторых, система со своей стороны однозначно «понимала» какими налогами облагается данная операция. Формализация хозяйственных операций неизбежно ведет к необходимости соответствующей детализации и плана счетов бухгалтерского учета
Для построения модели налогообложения необходимо «связать воедино» два элемента налогового поля предприятия: хозяйственные операции и ихналогообложение. Для этого каждый налог необходимо «привязать» к определенному бухгалтерскому показателю. Наиболее эффективным методом является привязка по налогооблагаемой базе. Таким образом получаем пять групп налогов:
Для каждого налога устанавливаются параметры – налогооблагаемая база, формула налога, источник налога.
Формула налога формируется из показателей бухгалтерского учета.
Система автоматизированного принятия налоговых решений требует приведения реальной хозяйственной системы к замкнутому виду. Целью деятельности любого предприятия является получение максимального экономического эффекта от хозяйственной деятельности. Абстрагируясь от рискового аспекта бизнеса, главным показателем экономического эффекта служит величина чистой прибыли (PV):
(1),
где:
V – величина выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
С – себестоимость реализованной продукции без учета налогов (нерегулируемые издержки);
N – сумма валовых налоговых отчислений с данного объема реализации продукции.
Очевидно, что в рамках одной фиксированной хозяйственной операции предприятие не может влиять на величину выручки или на себестоимость. Отсюда следует, что обеспечить максимизацию чистой прибыли (PV) можно лишь уменьшив сумму валовых налоговых отчислений (N). Другими словами, минимум налоговых отчислений соответствует максимуму чистой прибыли:
(2)
Значение валовых налоговых отчислений является абсолютным показателем налогообложения хозяйственной операции. Для расчета относительного уровня налогообложения определяется показатель налогового бремени (NB):
(3)
Исходя из отношений (2) и (3), следует, что чем меньше будет показатель налогового бремени (NB), тем больше будет чистая прибыль (PV), а следовательно, выше будет и эффективность деятельности предприятия. Целью построения автоматизированной системы принятия налоговых решений является нахождение такого варианта хозяйственной деятельности предприятия, который характеризуется минимальным налоговым бременем (NB→min).
Представим сумму валовых налоговых отчислений в виде (4):
(4),
где:
N – сумма валовых налоговых отчислений;
Bi – величина налоговой базы i-го налога;
LBi – величина льготы по налоговой базе i-го налога;
Si – ставка i-го налога;
LSi – льгота по ставке i-го налога;
LNi – льгота по сумме i-го налога .
Принимая во внимание, что ставки налогов (S) постоянны на конкретном временном интервале, минимизация налогового бремени должна быть обеспечена посредством воздействия на показатели B, LB, LS, LN. В большинстве случаев минимизацию налогового бремени осуществляют, уменьшая законными средствами показатель налоговой базы (B). Рассмотрим именно такой способ минимизации налогового бремени. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что чистая прибыль (PV) максимизируется, если минимизируются налоговые базы (B). Т.е. правомерно высказывание вида (5):
(5)
Вместе с тем справедливо и обратное утверждение, что при максимальной чистой прибыли предприятие имеет минимальное налоговое бремя.
Любая налоговая база (B) («выручка от реализации», «стоимость имущества» и др.) формируется посредством осуществления предприятием хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция моделируется при помощи трехмерной матрицы А вида (6):
(6),
где:
J=K – общее количество балансовых счетов;
L – общее число бухгалтерских проводок, описывающих хозяйственную операцию
Элемент матрицы А представляет собой сумму l–й проводки в дебет j-балансового счета с кредита k-балансового счета и определяется функцией вида (7) от nпараметров хозяйственной операции:
или (7),
где:
xi- i-ый параметр хозяйственной операции (объем реализации, себестоимость, заработная плата, ставки налогов, и т.д.);
– набор (вектор) параметров хозяйственной операции;
Вид функциональной зависимости f для вычисления значений уникален для конкретного набора j, k,. В качестве примера можно привести следующую зависимость для начисления налога на добавленную стоимость при операции розничной продажи товара:
(8),
где:
a90,68.1 – сумма 1-й проводки с кредита счета 68 в дебет счета 90
х1 – валовая выручка;
х2 – ставка налога с продаж;
х3 – ставка НДС;
Определив таким образом функциональные зависимости для всех совершаемых на предприятии хозяйственных операций (в том числе и для операций по начислению налогов) можно получить практическую базу для принятия адекватных и оптимальных налоговых решений.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!