– Ну, да, ужас. Но не Ужас-ужас-ужас!!!
(Из анекдота)
В последнее время средства массовой информации пестрят новостями о процессе, получившем название «деоффшоризация». При этом вокруг явления раздувается шумиха, переходящая в панику; в то же время содержание и возможные последствия деоффшоризации российского бизнеса обозначены без необходимого прагматизма, не всегда адекватно.
Означает ли курс на деоффшоризацию, что применение оффшорных компаний при организации бизнеса теряет всякий смысл? Следует ли немедленно отказываться от применения зарубежных компаний при структурировании группы компаний?
Мы считаем, что нет никаких оснований для полного отказа от такого полезного и удобного инструмента, как оффшорные компании. Конечно, при условии, что речь идет о добросовестном бизнесе, не направленном ни на какие противоправные цели.
Конечно, применение оффшорных компаний при структурировании бизнеса не является самоцелью. Оффшорная компания – это инструмент, при помощи которого владелец достигает ту или иную цель. Оффшорная компания – это элемент системы, и задачи этого элемента определены его свойствами, реальными или мнимыми.
Использование оффшорных компаний при структурировании бизнеса обычно обусловлено следующими задачами:
До недавнего времени такой подход был обоснован, но известные события в Греции, на Кипре, углубляющийся экономический кризис в Европе, не позволяют рассматривать оффшорные (впрочем, как и любые другие) компании как достаточно безопасное место хранения финансов. Хранение капитала путем размещения его на счетах подконтрольного иностранного юридического лица не является, на наш взгляд, оптимальным решением в сегодняшних условиях; потенциальные риски ограничения доступа к счетам таких компаний по реальным или надуманным поводам – крайне велики, и не учитывать их было бы неправильным.
Существующая российская правоприменительная практика выработала понятие «недобросовестный налогоплательщик», краткая суть которого заключается в том, что налогоплательщик считается недобросовестным, а хозяйственная операция признается «незаконной схемой уклонения от уплаты налогов» в случае, если хозяйственная операция не имела деловой цели, экономической целесообразности, а была проведена исключительно для того, чтобы уменьшить суммы налоговых платежей.
Похожий подход ожидается в правовом регулировании отношений, касающихся оффшоров и деоффшоризации: использование в структуре бизнеса подконтрольных иностранных юридических лиц без наличия деловой цели и экономической целесообразности, исключительно для снижения налоговых платежей, будет признаваться злоупотреблением правами, предоставленными налогоплательщику упомянутыми Соглашениями об избежании двойного налогообложения. Таким образом, применение иностранных юридических лиц для оптимизации налоговых платежей будет несколько затруднено. Более конкретные выводы и рекомендации можно будет сделать лишь после опубликования текстов нормативных актов по вопросам «деоффшоризации», а также после наработки правоприменительной практики по этим вопросам.
В этом случае смена применимого права может оказаться полезным инструментом для конструирования сделки, соглашения, в соответствии с требованиями сторон. Это касается, например, соглашений о порядке управления общим бизнесом. Речь идет об акционерных соглашениях и соглашениях участников ООО. Российская правовая система предполагает возможность такого рода соглашений, однако содержит ряд ограничений; кроме того, правоприменительная практика по спорам, связанным с такими соглашениями, пока еще бывает противоречива. Все это факторы, которые в отдельных случаях препятствуют полноценному применению такого интересного инструмента, как соглашение владельцев бизнеса о порядке управления, в рамках корпоративного законодательства России.
В этом случае интерес может представлять конструирование структуры бизнеса таким образом, чтобы передать регулирование соглашений собственников под иностранную юрисдикцию.
Как будет показано ниже, меры по деоффшоризации экономики России могут серьезно затруднить выполнение 1 и 2 задач («Кошелек» и «Налоговая оптимизация»), несколько затронуть задачу 3 («Сокрытие информации о бенефициаре»), и никак не затрагивают задачи 4, 5 и 6 («Защита владения», «Защита управления», «Передача сделок под иностранную юрисдикцию»).
Одним из первых проектов, связанных с деоффшоризацией, был проект, представленный ФНС РФ в качестве приложения к Письму ФНС № СА-20-7/348 от 30.03.12. Этот проект не был принят, но идеи, заложенные в нем, нашли свое развитие в дальнейшем.
Законопроект декларировал своей целью ограничение злоупотреблений налоговыми льготами в рамках Соглашений об избежании двойного налогообложения.
Было предложено понятие конечного бенефициара как лица, которое является получателем дохода напрямую или опосредованно через участие в других организациях, либо иным образом обладает правом владеть и распоряжаться доходом. При этом оговаривалось, что агенты, доверительные управляющие или иные лица, действующие в интересе третьих лиц, конечным бенефициаром не признаются.
Вводилась новая норма, в соответствии с которой любые денежные средства, перечисленные российским налогоплательщиком за работы, услуги, ценные бумаги и имущественные права в адрес резидента оффшорной юрисдикции, включенной в так называемый «черный» список, утвержденный Министерством финансов, рассматривались как налогооблагаемый доход российского налогоплательщика.
Под «черным списком» подразумевался «Перечнь государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)», утвержденный Приказом Минфина № 108н от 13.11.07.
Исключение составляли случаи, когда российский налогоплательщик не являлся конечным бенефициаром и, кроме того, должен был предоставить следующие сведения:
В случае, если российский налогоплательщик не мог выполнить эти требования, либо попадал под критерии конечного бенефициара, выплаты за работы, услуги, ценные бумаги и имущественные права, перечисленные в адрес резидента оффшорной юрисдикции, должны были считаться доходом такого налогоплательщика и облагаться налогом по ставке 9%.
То есть общая идея предложений ФНС сводилась к такому изменению налогового законодательства России, которое бы вызвало снижение привлекательности резидентов оффшорных юрисдикций для целей минимизации налоговых платежей.
По состоянию на начало 2014 года количество законопроектов, направленных на деоффшоризацию, возросло.
Общий анализ этих законопроектов (тезисы, озвученные Президентом РФ 12.12.2013 в Послании к Федеральному Собранию РФ, инициативы Министерства финансов РФ, Совета Федерации) дает картину планируемых изменений в законодательстве РФ.
Речь идет об установлении такого налогового режима, при котором нераспределенная прибыль контролируемой иностранной компании (резидента оффшорной юрисдикции) будет учитываться в качестве дохода у лица, являющегося конечным бенефициаром такой контролируемой иностранной компании.
Это изменение означает, что иностранная компания, управление которой осуществляется с территории России, может быть признана налоговыми резидентом России. Конечно, для такого признания потребуется, чтобы компания отвечала определенным критериям, и эти критерии были установлены законом.
Таким образом, меры по деоффшоризации затронут тех, кто использует резидентов оффшорных юрисдикций для минимизации налогообложения. Однако возможность использования оффшорных юрисдикций для решения остальных задач сохраняется.
Юридические схемы, направленные на защиту актива от недружественного отчуждения, по-прежнему допускают использование оффшорных юрисдикций для достижения цели.
Таким образом, применение оффшорных компаний не только не противоречит целям государственной программы деоффшоризации, но и становится более актуальным, поскольку с рынка оффшорных юрисдикций будут устранены наиболее одиозные, недобросовестные лица.
Роль оффшора в качестве защиты активов, защиты управления, в качестве инструмента для смены юрисдикции – не только не отпадает, но и возрастает за счет снижения количества недобросовестных владельцев оффшорных компаний, злоупотребляющих или недобросовестно использующих возможности, предоставляемые оффшорными компаниями.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!