Сегодняшние политические отношения Турции и Кипра нельзя назвать простыми и дружественными. Открытый военный конфликт, произошедший в 1974 году, привел к созданию в 1983 году республики Северного Кипра. Но по сути, данная республика является подконтрольной территорией Турции, то есть она до сегодняшнего времени не признана никем, кроме Турции. В данном столкновении одной стороной конфликта является Кипр, член ЕС, другой – Турция, кандидат в ЕС и член НАТО. Разгорался и тлел этот конфликт давно. Столкновение произошло между турками –киприотами и греками –киприотами в тот самый момент, когда у Греции выросли аппетиты и появилось желание присоединить остров к себе. Но с Анкарой такие решения не проходят, и 20 июля 1974 Турция ввела свои войска на северную часть территории Кипра. Данные действия Турция назвала «Операция по поддержанию мира на территории Кипра», более короткое «рабочее» название - «Аттила». Попытки международного сообщества вмешаться и как-то урегулировать данный конфликт потерпели неудачу, и по сей день Северный Кипр является непризнанной республикой под контролем Анкары.
Как известно, Турция достаточно долгое время является кандидатом на вступление в ЕС. Руководство Афин сумело убедить Европейский союз в том, что Турция напрямую является стороной конфликта в вопросах разделения Кипра и что для принятия Турции в качестве члена ЕС Анкаре нужно урегулировать кипрский кризис. Афины призывают к выводу вооруженных сил Турции с территории Кипра и восстановлению целостности данного государства. В 2006 году Европейский союз, взвесив все «за» и «против» «убрал в долгий ящик» рассмотрение вопроса о вхождении Турции в ЕС до лучших времен, то есть до разрешения кипрской проблемы. Кроме того, между Кипром и Турцией идут многолетние экономические споры, связанные с признанием исключительных экономических зон, а также притязанием обеих сторон на огромные месторождения нефти и газа в Средиземном море. Турция не является подписантом Организации Объединённых Наций и по морскому праву не признает право Кипра в качестве острова на его полную и исключительную экономическую зону в 200 морских миль. На эту территорию, по мнению Анкары, имеют право прибрежные государства, в том числе сама Турция. Кипр же как островное государство имеет право только на 12 морских миль. Кроме того, Турция претендует на газовое месторождение, которое находится в особой экономической зоне Кипра, и не признает ее исключительное право на это месторождение. На свою часть этого газового и «нефтяного пирога» претендует и турецкая республика Северный Кипр. Как мы видим, противоречий между Кипром и Турцией очень много, и разрешение конфликта в ближайшем будущем представляется маловероятным. Европейский союз не раз предупреждал Турцию о недопустимости нарушения законного права Кипра на его исключительную экономическую зону. ЕС даже пытался давить на Анкару различными политическими и экономическими санкциями. Однако ничего не изменилось. Между Турцией и Кипром отсутствуют дипломатические отношения, поскольку Турция не признает Республику Кипр и, как мы видим, ни во что не ставит ее интересы. Неоднократно Анкара предупреждала различные фирмы и даже страны о том, чтобы они «воздерживались» от участия в геологоразведке на спорных с Республикой Кипр территориях.
Не так давно Франция при поддержке Греции и Кипра на Саммите Совета ЕС попросила Брюссель ввести санкции против Турции. По всей вероятности, здесь у Франции есть свой интерес, связанный с разведкой природного газа в спорных водах Средиземного моря. Решение по данному вопросу пока не принято. Но вряд ли Турция будет уступать что-то из того, что считает «своим». Как видим, Турция ведет вполне самостоятельную и независимую политику, построенную на собственных экономических интересах. (Подтверждением этому является и голос Эрдогана об отказе вводить санкции против России, и «нежелание» пускать Финляндию и Швецию в НАТО). Есть у Анкары претензии и неразрешенные противоречии с Грецией в Эгейском море. Споры эти касаются вопросов континентального шельфа, принадлежности и величине исключительных экономических зон.
Не секрет, что в условиях военного конфликта на Украине, когда цены на газ и нефть бьют все максимумы, США и Европейский союз поддержал требования о введении санкций против российских энергоносителей, Турция, «вписываясь» в политическую ситуацию аккуратно, оказалась самостоятельным и вполне убедительным игроком. На сегодняшний день Анкара, ведя «свою политику», смогла не рассориться с Москвой, «не раздружиться» с Киевом, не «лечь» под санкции Запада, а кроме того, «умудрилась» указывать Вашингтону о блокировании «путевок» в НАТО Финляндии и Швеции.
Как известно, Европейский союз активно поддерживает санкции на поэтапный отказ от российской нефти и газа. Евросоюзу придется потратить более 200 млрд. евро ради отказа от нефти и газа из России. А для этого, мы думаем, ЕС и США найдут компромисс в решении споров между участниками данного спора: Турцией, Грецией и Республикой Кипр по вопросу принадлежности и добыче газа и нефти на спорных месторождениях. Думается, что жизнь заставит это сделать, поскольку отказ от российских энергоносителей неминуемо приведет к колоссальной проблеме на мировом энергетическом рынке.
Успешный диалог с Турцией по данному вопросу возможен только в том случае, если Эрдоган увидит какой-то интересный и выгодный для себя вариант. Как уже было сказано ранее, Турция в своих политических решениях всегда ориентируется на свои национальные интересы.
В нынешние непростые времена, когда экономики различных европейских стран «трещат по швам» из-за введённых санкций против России, маневрировать между Сциллой и Харибдой удается немногим. Не секрет, что именно Россия до недавнего времени являлась крупнейшим государством-поставщиком энергоресурсов в Европу. Однако сегодня при отказе от российских энергоресурсов, вполне возможно, взаимовыгодные отношения между Республикой Кипр и Турцией помогут разрешить данный кризис. Скорее всего, найденный компромисс позволит разделить между юрисдикциями права на исключительные экономические зоны Средиземноморья.
Республика Кипр уже выступила с предложением к Турции о разделении в восточной части Средиземного моря исключительных экономических зон. Как говорится, со стороны Кипра «лёд тронулся», посмотрим, что ответит Анкара.
Понятно, что США и Европейский союз склоняют Анкару и Никосию к скорейшему решению данного конфликта. Как известно, газовый рынок Европы давно интересует США, и поэтому решения данного конфликта и поставки газа из Средиземноморья в Европу не «вписываются» в интересы США. Однако «в открытую» они говорить об этом не могут. Хотя заинтересованность в том, чтобы продавать Европе свой сжиженный газ у Вашингтона зреет давно. А сейчас, судя по всему, ослабленная и безвольная Европа готова на все.
Очень много ярких примеров «подарил» нам 20 век. Однако 21-ый в плане «сюрпризов» отставать не собирается. Хотя вся история, без сомнений, повторяется на новом витке противоречий, разногласий, конфликтов.
Сегодня, когда в мире не остается гарантий и явно не хватает стабильности, прежде чем инвестировать средства в какую-либо страну, подумайте о том, как это сделать максимально безопасно для себя.
Задача наших юристов - решение ваших проблем в спорных ситуациях по международному частному праву. Мы решаем любые проблемы физических и юридических лиц как в рядовых, так и в глобальных бизнес-проектах. Оставляйте свои заявки на сайте для получения консультации с нашими специалистами.
Внимание! Чтобы правильно организовать свой бизнес на выбранной вами территории, вам потребуется изучить законодательную базу и особенности налогообложения этой страны. Наши специалисты с многолетним опытом работы на международном рынке готовы оказать вам необходимую консультативную поддержку по вопросам международного права, налогообложения, получения патентов, а также открытия счета и регистрации компании. Мы готовы помочь вам в решении ваших вопросов. Связаться с нами можно по любому из указанных на сайте телефонов или через электронную почту. Ждем ваших обращений!
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!