Коррупция – явление с давней историей, затрагивающее все страны мира, в том числе и Украину, на всех уровнях власти и бизнеса. Средства массовой информации постоянно подогревают интерес к вопросу борьбы власти с этим явлением. В то же время опыт зарубежных стран, связанный с борьбой с коррупцией в экономическом и финансовом поле, практически не изучается и не практикуется отечественными экспертами. Примером тому может служить практика Compliance (далее «комплаенс»), которая широко распространена в странах Европейского Союза и США.
Исторически комплаенс начал свое становление в США в 60-е-70-е годы ХХ века. Толчком для его развития стал Уотергейтский коррупционный скандал, в котором были замешаны государственные и частные предприятия. С целью предотвращения подобных ситуаций в будущем был принят Закон США «О коррупции за рубежом», который установил жесткие правила и требования к контролю бухгалтерской и финансовой отчетности компаний, так же, как и правила сотрудничества с государственными служащими.
В 2002 году Конгресс Соединенных Штатов принял Закон Сарбейнса-Оксли (SOX) для защиты акционеров и широкой общественности от ошибок учета и мошеннической практики на предприятиях и повышения точности раскрытия корпораций. Закон устанавливает сроки комплаенса, его правила и требования. Термин «комплаенс» вошел в официальный оборот с момента вступления Закона в силу. Согласно Закону, комплаенс представляет собой систему норм и правил, призванных противодействовать коррупционным злоупотреблениям и приведения важных сфер экономики в нормативно-правовой порядок. В Законе Сарбейнта-Оксли содержится Кодекс корпоративного поведения, который также является набором стандартов предназначенных эффективно противодействовать злоупотреблениям, детенизировать финансово-экономическую отчетность также, противодействовать ведению нечестного бизнеса. В Законе прописан механизм взаимодействия с Государственными органами, в частности Комиссией по ценным бумагам и фондовым рынкам, также система штрафов за недостоверную по поводу финансового состояния и результатов работы корпорации (компании).
Украине подобная практика контроля со стороны государственных органов пригодилась, особенно учитывая Евроинтеграционный курс страны и нацеленность на борьбу с коррупцией. Важным моментом внедрения в Украине комплаенса и его законодательного обеспечения является привлечение иностранных инвестиций. Инвесторы, особенно из стран Западной Европы и США, обязательно проверяют наличие у бизнес-партнеров системы комплаенс. Это касается также покупки компании, поскольку проверка, какой системой комплаенс и деловой этики пользуется продавец компании, является частью оценки компании перед покупкой. Программы комплаенс и деловой этики давно используются авторитетными компаниями, поэтому им необходима уверенность в том, что сотрудничество с украинской компанией или ее покупка не будет иметь никаких негативных последствий для их международной репутации.
Традиционный юридический комплаенс имеет следующие направления:
Однако с внедрением информационных технологий в нашу жизнь появляются новые зоны, требующие внимания (GDPR, кибербезопасность и др.).
Особенно актуальной темой сегодня является GDPR (Общий регламент защиты данных), уже 25.05.2018 г. вступил в силу в Европейском Союзе. Несмотря на то, что это европейское законодательство, документ той или иной степени применим для украинских компаний, в зависимости от того, на какой рынок они адресуют свои товары, как они делают маркетинговые компании или каких клиентов обслуживают.
Итак, функция комплаенс заключается в следующем:
Основным документом комплаенс-программы для предприятий, в большинстве случаев, является Кодекс корпоративного поведения. Именно в этом документе регламентированы правила поведения сотрудников при коммуникации с другими коллегами, клиентами или третьми лицами в процессе выполнения своих обязанностей. Кроме Code of conduct, в компании могут быть разработаны такие документы, как Кодекс корпоративной этики, Политика принятия и дарения подарков и др.
В зависимости от количества сотрудников и размера компании, ее совокупного годового дохода, возникает или исчезает необходимость выделения комплаенса в отдельную функцию, которая не будет частью юридического департамента. Приоритетами для комплаенс-функции является внедрение соответствующих правил и требований, а задачей юридического департамента является предоставление юридических советов для бизнеса, чтобы у комплаенс-офицера было понимание, как применять те или иные правила.
Поэтому, по мнению экспертов, если речь идет о большой компании, уместно иметь хотя бы одного комплаенс-менеджера. Эти менеджеры должны заниматься таким вопросом, как внутреннее расследование, корпоративное управление, регулирование конфликта интересов, разработка применения кодексов этического поведения, соблюдения приложений к договорам с антикоррупционных оговорками и требованиями деловой этики, а также проведение презентаций и тренингов для других отделов по этим вопросам. Так, сотрудники штата предоставляют юридические консультации, а комплаенс-менеджер переводит их в управленческие решения.
В процессе сотрудничества с внешними советниками международные компании, ведущие свою деятельность в Украине и имеют комплаенс-офицеров, чаще всего обращаются к большим международных юридических фирм, поскольку у них уже есть определенные наработки и опыт материнских компаний. Для украинских юридических фирм практика достаточно новой, поэтому специалистов в этой сфере еще не очень много. Ведь эта отрасль является достаточно специфической и предполагает наличие опыта в различных практиках (корпоративное, антимонопольное, конкурентное, антикоррупционное право и др.). Также важно иметь знания по бизнес-этики. При предоставлении услуг в сфере комплаенс на плечи внешнего советника ложится не только юридическая консультация, но и проведение учебных семинаров, мастер-классов для инхауз-юристов, руководителей юридической функции и менеджмента.
Несмотря на единичные случаи внедрения комплаенс-программ на украинских предприятиях и проведении реформ, Украина до сих пор занимает последние позиции в регионе, согласно Индексу восприятия коррупции (CPI). Возможно, если бы на законодательном уровне была установлена обязанность для средних и крупных компаний иметь комплаенс-систему, то ситуация была бы иной, или бизнес понял, что лучше играть по правилам добродетели, придерживаясь установленных законом правил поведения и бизнес-этики.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!