Расширьте границы вашего бизнеса!

База Знаний

Международный опыт противодействия коррупции: экстерриториальное законодательство США

Международный опыт противодействия коррупции: экстерриториальное законодательство США

February 19, 2018
Сергей Руденко
Техническая статья

Коррупция сегодня стремительно трансформировалась в одну из главных угроз национальной безопасности, и ее влияние на гражданское общество и государство приобрело системный и комплексный характер – она существенно подорвала доверие граждан к институтам власти.

В демократических странах уже начат и эффективно функционирует определенная система мер борьбы с коррупцией, которая построена на неотвратимости ответственности за совершение любых коррупционных преступлений, несмотря на время и персоналии. При этом международный опыт пришел всего к двум реально действующим антикоррупционным моделям – сингапурской и шведской. Среди имеющегося арсенала используемых инструментов противодействия коррупции в обеих моделях все более весомое значение приобретают инструменты правового регулирования процесса борьбы с этим явлением в отдельных государствах, имеющих экстерриториальную действие. Принцип экстерриториальности (полное подчинение законам и юрисдикции собственного государства учреждений или физических лиц, находящихся на территории другого государства, но рассматривающихся как находящихся на собственной национальной территории) дает возможность активно применять национальное антикоррупционное законодательство в отношении иностранных компаний за пределами территории страны. Такие нормативно-правовые акты обеспечивают возможность проведения международных расследований преступлений в случае, если правоохранительные органы государства, на которой преступление было совершено «закрывают глаза» на такое правонарушение.

Одним из самых известных среди таких актов является федеральный Закон США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act), который вступил в силу в 1977 году и стал первым в мире законом о запрете подкупа иностранных должностных лиц. Закон регулирует факты обещания и предложения, а также предоставления разных благ любому иностранному лицу которое занимает политический или государственный пост, а также кандидату на такую должность, политической партии с целью получения нужной для себя выгоды. В законодательстве США под значением «должностное лицо» подразумевается не только государственные служащие, но и сотрудники разных государственных учреждений и предприятий.

В 1998г. в Закон были внесены необходимые изменения, для приведения его в соответствие с международной Конвенцией «О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (Стамбул, 21 ноября 1997г.), которые расширили сферу действия закона и объекты его регулирования, в результате чего под действие Закона подпадают все физические лица и компании, независимо от их национальной принадлежности, а именно:

  • лица, находящиеся на территории США;
  • эмитенты публичной фондовой биржи в США;
  • лица, действующие от имени эмитентов предприятий США;
  • предприятия США.

Таким образом, любая неамериканская компания подпадает под действия Закона, если она ведет свою деятельность в Соединенных Штатах, если акции компании котируются на американской бирже, а также, когда она действует от имени любой американской компании.

Закон распространяется на такие коррупционные правонарушения:

  • осуществление платежей сотрудникам и должностным лицам иностранных государственных органов, членам политических партий или кандидатов на политический пост;
  • предложение или обещание платежей (взятки);
  • действия, которые уполномочивают осуществить платеж;
  • предоставление ценностей (материальных и нематериальных выгод или услуг); и
  • правонарушения в сфере бухгалтерского учета, а именно нарушение требований бухгалтерской отчетности.

Запросы от уполномоченных правоохранительных органов США в рамках антикоррупционных расследований поступают на рассмотрение в органы прокуратуры, а также Министерства юстиции, которые рассматривают их на предмет обоснованности и соответствия международным нормам.

Нарушение норм Закона о коррупции за рубежом (FCPA), как следствие, приводит к наложению значительных штрафных санкций, прекращение деятельности компании, отстранение от заключения соглашений с правительством, отстранение от сотрудничества с международными банками, лишения свободы, негативные репутационные последствия. Компании Daimler и Siemens (Германия), компания Statoil (Норвегия), а также компани Vetco Gray (Великобритания) – это всего лишь некоторые примеры неамериканских компаний, которые были привлеченны к ответственности на основе FCPA за взятки, выплаченные неамериканским должностным лицам за пределами территории США.

Например, в странах СНГ, среди наиболее громких дел, которые были расследованы благодаря Закону о коррупции за рубежом (FCPA) стали дела таких компаний:

  • Alfred C.Toepfer International (Ukraine) Ltd. (ACTI Ukraine) – неправомерные платежи (взятки) украинским чиновникам, фальсификация бухгалтерских записей. Согласно обвинению, в 2002-2008 годах ACTI Ukraine совместно с Alfred C. Toepfer International G.m.b.H. (ACTI Hamburg) выплатили почти 22 млн. долларов третьим лицам для передачи взяток украинским чиновникам с целью возмещения НДС на общую сумму более 100 млн долларов. Это позволило ACTI Ukraine и ACTI Hamburg получить почти 41 млн долларов.
  • AstraZeneca PLC – предоставление в течение 2005-2016 гг. подарков специалистам по маркетингу в России, неправомерные платежи государственным служащим, подделка финансовой документации.
  • Bio-Rad Laboratories, Inc. – неправомерные платежи (взятки) государственным служащим в России, подделка документов. Bio-Rad признала факт дачи взяток российским чиновникам из сторонних посредников. Посредники, у которых не было реального штата сотрудников, были наняты с целью организовать присуждение МЗ РФ компании Bio-Rad права на заключение выгодных договоров с российским правительством. Взятки проводились через оффшорные банковские счета посредников и отражались в отчетности Вио-Rad как комиссионные посредников. Члены руководства Bio-Rad проверяли и одобряли фиктивные комиссионные платежи и классифицировали их как «безнадежные долги». Прибыль Bio-Rad в результате реализации схемы подкупа составила примерно 35 млн долларов.

Кроме этого, за три последних года еще несколько всемирно известных компаний попали под штрафные санкции, наложенные на них в соответствии с нормами Закона о коррупции за рубежом (FCPA). Среди них: в 2014 году – представительство Hewlett Packard и дочерняя компания Mercedes-Benz в России, в 2016 году – отделение Ernst & Young в Великобритании. В США и Европе продолжается расследование в отношении украинского олигарха Дмитрия Фирташа и его “Group DF” подкупа индийских чиновников с целью получения прав на добычу титана.

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации
gettotop
X

Присоединитесь к нашему закрытому клубу по международному бизнесу и налогам

Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.