Весной 2021 года произошли события, о которых бизнес давно «мечтал». ФНС признала право на проведение налоговой реконструкции. Принятые послабления давали предпринимателям возможность обращаться в вышестоящие налоговые инстанции и рассчитывать на снижение налоговых начислений в судебных делах об уклонении от налогов.
Налоговая реконструкция означает расчет налогового платежа, который компания должна оплачивать из доходов, полученных от сделки. В этом случае расчет производится не на льготных условиях, а на стандартных экономических условиях, в которых осуществлялась сделка.
Приведем пример. Некая компания уплатила другой компании, находящейся в Австрии, дивиденды. При этом удержала налог у источника в размере 5% несмотря на то, что последняя не являлась фактическим получателем дохода. При проведении налоговой реконструкции расчет налога осуществлялся по стандартной ставке у источника – 15%. Образовавшуюся разницу в 10% компании необходимо было доплатить в бюджет. Без учета проведенной налоговой реконструкции компания должна была бы оплатить все 15%, несмотря на то, что 5% уже оплачивалось ранее.
После вступления в силу ст.54.1 в 2017 году ФНС не применяет правила налоговой реконструкции, даже если компании несет серьезные расходы в период проведения сделок, которые направлены на получение налоговой выгоды. Согласно правилам реконструкции, предусматривается расчет и уплата той части налога, которую должен оплатить налогоплательщик с учетом всех расходов на проведение операции.
Внимание! Если вы нуждаетесь в получении более подробной информации о налогообложении сделки с иностранной компанией или являетесь контролером КИК, обращайтесь к нам за помощью. Наши специалисты с большим опытом работы в области налогового законодательства окажут вам квалифицированную консультацию. Ждем ваших обращений!
Согласно Письму ФНС от 03.11.2021 года №БВ-4-7/3060@ воспользоваться правом на налоговую реконструкцию могут физ- и юрлица, у которых есть законные основания для подтверждения реальности проведения самой сделки. Что для этого необходимо:
- предоставить документы, которые подтверждали бы оказание услуги, поставку, фактическое проведение сделки (выписки из банков, договоры, ТТН, счета-фактуры и т.д.);
- обозначить всех участников сделки (покупателей, поставщиков, исполнителей и т.д.);
- подтвердить необходимые сведения и предоставить документы, которые позволяли бы установить реального исполнителя сделки.
Если налогоплательщик сознательно шел на налоговое злоупотребление и при этом смог доказать, что сделка в реальности была проведена, но данные о ней были искажены в отчетности, а принятые обязательства выполнило другое лицо, разрешается учесть реальные расходы и таким образом снизить налогооблагаемую базу.
Также ФНС разрешает провести налоговую реконструкцию, если компания не знала, что осуществляет сделку с «техническим» контрагентом, работающим в интересах другого лица. В этом случае состав правонарушения отсутствует.
Образно говоря, налоговая реконструкция разделяет реальные хозяйственные операции с фиктивными. Последние никак не могут рассчитывать на пересчет и уменьшение фискальной нагрузки.
Налогоплательщик, допустивший нарушение, может и не знать о «техническом» характере контрагента. В таком случае его правонарушение относится к неумышленным, что автоматически снижает размер наказания вдвое (с 40% до 20%).
Во время проведения налоговой реконструкции анализ добросовестности компании/физлица осуществляется по следующим критериям:
- владеет ли налогоплательщик информацией о местоположении контрагента, а также о том, какие у него основные средства;
- располагает ли его персонал высокой квалификацией для проведения сделки;
- отсутствие документальных свидетельств, которые подтверждают возможность осуществления контракта;
- отсутствие сотрудничества между руководством, ответственными сотрудниками при проведении операции;
- отсутствие в открытых источниках сведений о контрагенте;
- проведение сделки с некоторыми нарушениями внутренних корпоративных процедур согласования;
- отсутствие действий по изучению репутации контрагента, а также особенностей его деятельности;
- сделка не совпадает с бизнес-стратегией налогоплательщика;
- стоимость контракта значительно ниже реальной рыночной цены на аналогичные товары/услуги;
- использование в качестве оплаты «неликвидных» векселей вместо денег;
- отсутствие документов, сопутствующим таким операциям (например, акты выполнения работ, акты приема-передачи);
- отсутствие действий налогоплательщиков по защите своих прав.
Внимание! Вся необходимая информация, которая позволяет оценить контрагента, находится на сайте ФНС в открытом доступе.
Какие вопросы изучает ФНС для налоговой реконструкции:
Анализ сделки налогоплательщиков со стороны ФНС происходит на основании ряда критериев:
- реальность произведенной операции, то есть оценивается информация о том, имела ли место сделка по факту;
- выполнение сделки стороной договора; оценивается информация о том, кто в действительности является исполнителем сделки;
- реальность экономического смысла хозяйственной операции, отсутствие неточностей в отчетности;
- основная цель операции.
Для того чтобы получить право на налоговую реконструкцию, нужно предоставить документы, которые подтверждали бы реальность проведения сделки. В противном случае не стоит рассчитывать на сокращение фискальных обязательств.
Подтверждением того, что сторона договора не осуществляла операцию, а это была фиктивная сделка, является:
- если местонахождение лица на момент проведения сделки не установлено;
- если выявлено отсутствие у него возможностей и средств на проведение сделки;
- если подтверждена невозможность в реальном времени на проведение данной операции;
- отсутствие каких-либо причин для передачи обязательств по сделке третьим лицам;
- проведенные по счету транзакции, которые не совпадают с видом деятельности налогоплательщика;
- отсутствие фактов реальной экономической деятельности контрагента (отсутствие основных средств, персонала и т.д.).
- обналичивание средств и употребление их по усмотрению налогоплательщика;
- использование одинаковых IP;
- наличие договоров, печатей, штампов контрагента у налогоплательщика.
Грамотный налоговый инспектор при анализе операции должен оценить действия налогоплательщика и ответить на вопрос: решился бы он на проведение такой операции, если бы она не «сулила» ему налоговых выгод? В качестве примера экономической нецелесообразности сделки можно представить приобретение компании с убытками без основных средств.
Кроме того, оценку основного мотива сделки можно осуществить во время анализа совокупности сделок, в результате которых образовалась налоговая выгода.
Например, создание офшорной аффилированной компании, заключение с ней договоров для осуществления в ее пользу платежей вместо выплаты дивидендов.
Чтобы уменьшить налогообложение, нужно постараться изменить квалификацию операции и исказить информацию о ней в отчетных документах.
Налоговые инспекторы после изучения реального экономического содержания и анализа всей информации об участниках сделки переквалифицируют ее. Вместе с тем учитывается право налогоплательщика на выбор способа достижения результата с учетом налоговых результатов. Чтобы не попасть под риск «переквалификации операции» и избежать налоговых рисков, компания должна довести до сведения налоговиков, что сделка не была искусственной.
Внимание!!! Официальная позиция Конституционного суда РФ заключается в том, что наличие убытка от сделки не является фактом, доказывающим отсутствие деловой цели операции.
Если у вас возникли вопросы по налоговой реструктуризации или вы нуждаетесь в получении консультации по важному налоговому вопросу, рекомендуем записаться к нам на консультацию к нашим специалистам. Ждем ваших обращений!
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!