Всемирный банк в сентябре 2022-го года анонсировал доклад, в котором были представлены глобальные правила против размывания налоговой базы в рамках Компонента 2, составленного ОЭСР плана реформы глобального корпоративного налогообложения. В содержании доклада были предложены конкретные шаги и некоторые варианты действий для разных стран мира.
За последние 8-10 лет возникла острая необходимость в реформировании международной налоговой системы с целью противодействия размыванию базы и перемещения прибыли, в частности, с помощью правил BEPS.
Данный проект BEPS показал большие успехи в решении проблемы низкого и нулевого налогообложения, а также налоговой прозрачности.
Однако на международную налоговую систему повлияли расширяющаяся глобализация и цифровизация экономики. Глобализация дала возможность многонациональным компаниям организовать свой бизнес и при этом существенно сократить глобальные налоговые счета. Как правило, минимизировать расходы стало возможно путем перемещения прибыли в низконалоговые юрисдикции или посредством сложных механизмов с небольшим коммерческим обоснованием.
Как известно, при использовании цифрового бизнеса не требуется физическое присутствие в юрисдикции, где компании получают наибольшую прибыль. В ряде случаев компании платят или небольшой налог, или вовсе уходят от налога на доход или прибыль, которая получена на территории низконалоговой юрисдикции.
Октябрь 2022 года ознаменовался тем, в рамках исторического двухкомпонентного международного соглашения между 137 странами Инклюзивной концепции ОЭСР/Группы двадцати по BEPS (далее – IF) было найдено решение по вопросам вызовов глобализации и цифровизации.
С помощью применения Компонента I (Pillar One) стало возможным перераспределение налоговых поступлений страны потребителя. Компонент II (Pillar II) позволяет вводить глобальный минимальный эффективный налог для многонациональных компаний.
Глобальный минимальный налог (GMT) используется с целью минимизировать эффективный налог до 15% для крупных многонациональных корпораций, годовой доход которых составляет более 750 млн. евро. Целью является решение текущих проблем, связанных с налогообложением, уклонением МНП и так называемой «гонкой уступок» по ставкам корпоративного налога.
В последнем докладе Всемирный банк предложил провести мероприятия с целью повышения уровня подготовки к глобальному минимальному налогообложению.
Общий подход и правила GMT означают, что страна не нуждается в применении Типовых правил. Вариант «ничего не делать» актуален только на бумаге по соглашению. Тем не менее в отношении той страны, которая указана выше налоговых поступлений, сохраняется место для другой страны для наложения Налога на пополнение. Однако зависеть это будет от того, владеет ли страна многонациональными корпорациями, которые находятся в сфере охвата, или дочерними компаниями, и у этих организаций наличие ETR менее 15%.
Может ли этот вариант быть жизнеспособным на практике, зависит от правил безопасной гавани, которые на сегодняшний день разрабатывает Группа IF.
Вероятный риск подобного подхода состоит в том, что страны, не участвующие в реформах, являются более уязвимыми, поскольку включены в негативные списки, что может и в дальнейшем спровоцировать репутационные риски и навредить инвестициям.
в соответствии с правилами глобального минимального налога в юрисдикции предусматривается возможность введения своего собственного квалифицированного внутреннего минимального налога на пополнение (QDMTT) на основе механики GMT. Налог полностью защищен от любой ответственности согласно GMT. При этом в юрисдикции сохраняется преимущественное право налогообложения собственных доходов. Подобная альтернатива по достижению цели в 15% определена в Модельных правилах QDMTT.
QDMTT применяет внутренний налог на пополнение к прибыли, возникающей на местном уровне. При других обстоятельствах прибыль облагается налоговой ставкой менее 15%.
Подобное происходит в том случае, если общая ставка налога не превышает 15%. Также такое становится возможным, если организация имеет выгоду от эффективного налога при более низкой, чем 15% ставке и при этом определенные налоговые льготы не могут быть совместимы с GMT.
Внимание! Если вы хотите оптимизировать налогообложение собственных компаний, найдите возможность связаться с нашими экспертами. Мы работаем быстро, эффективно, конфиденциально. Ждем ваших обращений!
Правило включения доходов (IIR) и правило недоналоговых платежей (UTPR) с отсрочкой на один год для введения UTPR.
Согласно третьему варианту- Реагирование уровня 2-го касается применения Правила включения доходов (IIR) и Правила платежей (UTPR).
- выбора конкретной страны;
- особенности профиля многонациональных компаний в стране;
- применимых ставок налогообложения с учетом реализации мер уровня 1-го.
Что касается основного правила GMT, важным является Правило включения доходов (IIR), которое налагает дополнительный налог на материнскую организацию в отношении дохода субъекта.
Вопрос реализации страной IIR напрямую зависит от наличия в юрисдикции многонациональных компаний. При отсутствии в стране конечных материнских компаний неоправданным является немедленное требование по внедрению IIR. Напротив, есть несколько причин, в соответствии с которыми страны с материнскими компаниями могут внедрить правило включения доходов (IIR). Кроме того, IIR становится более актуальным, если юрисдикция имеет крупные отечественные предприятия, которые увеличивают количество операций в других странах.
Правило недоналоговых платежей (UTPR) является сложным, ведь оно связано с распределением налога на прибыль МНП и низким налогообложением. Причем не только в головной стране, но и в другие юрисдикции, где МНП ведет хозяйственную деятельность.
Актуальность UTPR наиболее заметна там, где страны имеют входящие в сферу деятельности организации многонациональных корпораций, а материнские компании не реализуют правило включения доходов.
В международном налогообложении Глобальный минимальный налог является важным событием. Если говорить о самих правилах GMT, IIR и UTPR, то можно констатировать их сложность в реализации. Однако это лишь означает, что данные правила вовсе не нужно реализовывать во всех странах. Тем не менее новый международный налог является хорошим поводом для ряда юрисдикций изменить свои режимы налога на прибыль.
- за счет расширения налоговой базы;
- за счет рассмотрения реформ налоговых ставок, включающих пересмотр их действующих налоговых льгот для привлечения инвестиций;
- за счет пересмотра своих общих корпоративных режимов подоходного налога, чтобы обеспечить оптимизацию для Компонента II.
Налоговые льготы, как правило, приносящие пользу МНП (речь идет о безналоговых зонах и налоговых каникулах), «не работают» в этой новой среде, поскольку они приводят к корпоративному налогу по ставке менее 15%.
Существенные налоговые льготы прежде соседствовали с высокими корпоративными налогами, которые применялись к отечественным предприятиям. Упразднение поощрений согласно правилам GMT даст возможность ввести в стране более низкие ставки CIT, применимые ко всем предприятиям внутри юрисдикции. Такие ставки обеспечивают поступления от корпоративного налога не менее 15%, хотя страны могут принять решение о внедрении QDMTT в качестве подстраховки.
Всемирный банк готов оказать поддержку развивающимся странам в реализации перечисленных правил.
-региональные семинары с углубленным изучением правил,
-анализ вариантов политики,
-техническая помощь странам в оценке воздействия,
-разработка законопроектов,
-оценка налоговых льгот.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!