Расширьте границы вашего бизнеса!

База Знаний

Правила отчетности DАC6 на Кипре

Правила отчетности DАC6 на Кипре

February 9, 2022
Сергей Руденко
Техническая статья

В подписанном Министерством финансов Кипра Указе № 438/2021 от 29 октября 2021-го разъясняются некоторые особенности в отношении определенных терминов и обозначений Закона 205 (I)/2012 об административном сотрудничестве в области налогообложения. В соответствии с кипрскими правилами обязательного раскрытия информации, известными как MDR, были даны расширенные разъяснения в имплементации правил отчетности Директивы DAC6 от трансграничных налоговых соглашений.

Внимание! В предлагаемом материале предоставляются общие руководства по Указу Кипра об имплементации DAC6. Однако они не претендуют на роль полноценной юридической консультацией по конкретным вопросам.

Имплементация DAC6 на Кипре: подотчетные договоренности

Реализация Директивы ЕС об обязательном автоматическом обмене информацией DAC6 состоялась на Кипре 31-го марта 2021-го года.  Согласно названной процедуре в Документ были внесены поправки о взаимной административной помощи по вопросам налогообложения. В соответствии с правилами отчетности ЕС от участников трансграничных договоренностей требовалась подача соответствующей информации в налоговые органы ЕС. К таковым относятся:

- поставщики корпоративных административных услуг;

- банки с активами под управлением;

- юристы;

- страховые компании;

- другие налогоплательщики с участием в договоренностях.

В Законе представлен перечень всех видов налогов в полном объеме, кроме таможенных сборов, НДС, акцизов, налогов на социальное страхование.

Согласно с кипрским MDR, реализующим правила DAC6 ЕС на территории юрисдикции, в новом Указе от 26.10.2021 года предусмотрены аналогичные обязательства. Кроме того, в новом Указе от 26.10.2021 года дается разъяснение термина «подотчетная договоренность».

Внимание! Подотчетная договоренность - это любой вид договоренности на проведение финансовых операций (платежей), транзакций, структур и механизмов с юридической силой, включающей устное согласование, в том числе согласование относительно ссуд.  

Термин «подотчетная договоренность» имеет более расширенное значение в отличие от ранее существовавшего «соглашения». Кроме того, участником определяется трансграничный элемент, активно участвующих в подобной договоренности. При этом уточняется, что «рыночным механизмом» может считаться не каждый механизм, а только тот, который используется в целях налогового планирования.  

Ключевые обозначения DAC6 в руководстве Кипра:

Следует иметь в виду, что любые договоренности по предоставлению гарантий конфиденциальности, которые используются для защиты и безопасности персональных /коммерческих данных, не охватываются специальными положениями о раскрытии этих данных. Посредник получает вознаграждение или компенсацию через участника трансграничных (подотчетных) договоренностей, связываясь с получением налогового преимущества. Условный сбор может выражаться в совершенно разных формах. Это могут быть надбавки, штрафы, проценты, поставка товаров/услуг и т.д.

В Указе № 438/2021 говорится о том, что в случае приобретения убыточного предприятия по отчетности проводятся заранее спланированные сделки, в которых не прослеживается очевидный коммерческий интерес. Кроме того, убыточное предприятие не может являться полноценным участником подотчетных договоренностей, а обязательства возлагаются на покупателя. Подобные правила распространяются на внутригрупповые приобретения.

Для правильной оценки преобразования дохода в капитал надо рассматривать наличие/отсутствие преобразования существующего денежного потока в капитал или другую категорию доходов с наиболее низким налогообложением или при отсутствии налогообложения. По предполагаемым налогам следует провести тест, если пересчитывался доход для налогообложения по какой-либо иной ставке.

С увеличенной стоимости опционов на акции может взиматься налог на прирост капитала даже в том случае, если пакет вознаграждения состоит из заработной платы, а опционы представляют собой законный коммерческий выбор для оплаты труда сотрудников. Налог будет взиматься только в том случае, если опционы составляют не более 25% от общей суммы вознаграждения.

Большое внимание уделяется спланированным договоренностям. В том случае, если договоренности разработаны заранее и не являются стандартной практикой участников, они подлежат более строгому контролю.

  1. Циклические транзакции наличных денег или их эквивалентов обозначаются таковыми в том случае, если транзакции взаимозаменяют друг друга или компенсируют, а возврат средств предполагает совпадение пунктов отправки и назначения в юрисдикции.  
  2. Трансграничные платежи между ассоциированными предприятиями, которые подлежат вычету, являются таковыми только при фактических платежах или относятся к корректировкам трансфертного ценообразования. Лицо, получающее такие средства, должно иметь прозрачную историю в плане налогообложения в юрисдикции регистрации/местонахождения. Платеж не может быть вычитаемым, если он направлен на покупку амортизируемых активов или процентов с капитализацией в стоимости таких активов.

В кипрских пояснениях к новому Указу в отношении принципов отчетности DAC6 размещается информация о получателях-нерезидентах какой-либо юрисдикции в целях налогообложения. Таковыми могут считаться компании и иные юридические образования, которые не принадлежат к налоговым резидентам какой-либо юрисдикции, но без распространения на страны без концепций налогового резидентства в своих налоговых режимах. Например, это может быть юрисдикция, где действует территориальная система налогообложения. Отличительной чертой участника подотчетных соглашений со статусом налогового резидента является нулевой налог, который применяется в стране нахождения получателя.

Если вы нуждаетесь в четком определении обязательств вашего бизнеса при участии в трансграничных сделках, рекомендуем обратиться за консультацией к профессиональным экспертам.

Резидентные получатели трансграничных платежей:  

В соответствии с терминологией DAC6 подотчетными являются участники с налоговым президентством юрисдикции, где отправленный платеж подразумевает полное освобождение от налога. В этом случае важно понимать, что мы имеем дело с происхождением платежа, а не с получателем/ отправителем. Похожая ситуация возникает с получателями средств, находящимися в юрисдикциях, в которых существует льготный налоговый режим для подобных транзакций. Эти юрисдикции еще называют страны с «вредными налоговыми режимами».

Если в двух юрисдикциях необходима многократная амортизация одного и того же актива, а операции предполагают двойное включение дохода, участники подобных договоренностей не могут быть объектами одной отчетности, поскольку каждый пример требует отдельного рассмотрения.

Случаи нарушения законов ЕС, а также передача активов с разницей в стоимости:

В юрисдикции Кипра правила отчетности DAC6 активируются в тех случаях, когда договоренность имеет целью нарушить обязательства в отчетности в соответствии со стандартами Директивы ЕС или иных международных соглашений о взаимной административной помощи в вопросах налогообложения и финансовых счетов. При такой ситуации «разумным выводом» может стать объективная оценка фактов с подтверждающими документами и обстоятельствами без вовлечения сторон субъективного мнения.

Если речь заходит о передаче активов с большой разницей в сумме, то подотчетными будут считаться договоренности, в которых актив имеет налоговую стоимость для обеих сторон. Если таковой нет, признак не применяется. Бухгалтерскую цену нужно учитывать при влиянии стоимости передающегося актив на общее налогообложение. Это касается и операций между невзаимосвязанными участниками.

Внимание! Соглашения между головным офисом и постоянным представительством могут считаться подотчетными в том случае, если актив имеет налоговую стоимость для обеих сторон.

Непрозрачность бенефициарной собственности:  

В соответствии с правилами отчетности DAC6 ЕС, которые реализуются в Законе об административной помощи по налоговым вопросам на Кипре, отчитываться также должны участники договоренностей, в структурах которых не идентифицированы бенефициарные владельцы. Подобные платежные цепочки  считаются непрозрачными. Правило не применяется в том случае, если отправитель/получатель платежа полностью идентифицировал и раскрыл в соответствии с правилами ПОД/ФТ своих бенефициаров.

Из других важных пояснений кипрского Указа № 438/2021 о признаках подотчетных договоренностей:

  • применение односторонних правил безопасной гавани с охватом всех сделок. Это касается в том числе и одного юридического лица, если соглашения о ценообразовании между налоговыми органами не включены;
  • трансграничная передача труднообрабатываемых активов между предприятиями одной бизнес-группы. Это касается договорных прав, лицензий, патентов и т.п. на территории ЕС и за его пределами;
  • в результате передачи рисков или активов внутри группы компаний возможное смещение прибыли. Исключением является передача налогового резидентства другой юрисдикции.

В соответствии с правилами выполнения DAC6 на Кипре говорится, что налоговая выгода возникает при договоренностях, которые заключаются с целью минимизации налогового ущерба. При этом проверка реальных намерений участников сделки не проводится. С целью выявления всех налоговых преимуществ следует сопоставить разницу сумм подлежащего начислению налога с размером отчислений, которые были бы совершены при отсутствии сделки.

Освобождение от отчетности в соответствии с правилами DAC6 в юрисдикции Кипра:

В соответствии с правилами устанавливается определенный порядок, при котором некоторые участники могут освобождаться от выполнения требований по обязательной отчетности в рамках правил о взаимной административной помощи по вопросам налогообложения. К этой категории относятся:

  • налогоплательщики и посредники, которые имеют возможность предоставлять такую же документацию, как и другой участник сделки;
  • посредники, чья деятельность регулируется законодательством Кипра о профессиональных союзах (LPP). Тем не менее привилегией обладает клиент, а не адвокат или юрист;
  • профессиональные налоговые консультанты, которые работают в области разработки индивидуальных механизмов МНП, могут быть освобождены от отчетности, если они демонстрируют полное понимание деталей трансграничных договоренностей и уведомляют об обязательствах всех участников сделки.

Внимание! В случае обращения за консультацией к профессиональному юристу, вы получаете право полностью отказаться от исключения в части выполнения правил DAC6 на Кипре. При этих обстоятельствах юрист имеет право полностью раскрыть информацию налоговым органам в том объеме, в каком это потребуется.

В рамках подотчетной договоренности DAC6 разрешает вторичным посредникам предоставлять юридические, налоговые и другие виды услуг по структурированию и планированию трансграничных соглашений. В эти услуги входит:

 - структурирование;

 - экспертиза;

 - фидуциарные и трастовые услуги;

 - бухгалтерский консалтинг;    

 - другие экспертные услуги с учетом реализации трансграничной подотчетной сделки.  

Однако лицо не будет являться подотчетным посредником, если услуги предполагают комплаенс данных, не имеющих отношения к трансграничному соглашению. Например, заполнение деклараций.

Вы должны быть уверены в том, что профессиональный посредник, которого вы приглашаете для сопровождения ваших подотчетных трансграничных договоренностей, имеет соответствующий опыт, знания и понимание ситуации. Это гарантированно предоставляют наши эксперты. Мы детализируем обязательства клиента при осуществлении сделки и выполняем кропотливую работу с конкретными платежами.  

Внимание! У бизнес-посредников Кипра существуют полномочия проводить дополнительный комплаенс для определения признаков подотчетности трансграничного соглашения. В структуру комплексной проверки входит и сам клиент, и транзакция. В противном случае вас могут обвинить в невыполнении должной осмотрительности и даже умышленном игнорировании признаков подотчетных договоренностей. В связи с этим очень важно отметить, что при условии ведения честного бизнеса с учетом выполнения всех обязательств потребует от вас предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством юрисдикции Кипра.  

Что касается сроков и прочих аспектов:    

Указом № 438/2021 Кипра в соответствии с DAC6 информация в налоговый департамент страны подается не позже 30-го ноября 2021 года. В связи с этим переходный 30-дневный период, начавшийся 31.10.2021 года, уже завершен. Всю информацию для DAC6 в юрисдикции Кипр нужно предоставлять в систему «Ariadni», после чего подотчетной договоренности присваивается уникальный ID. Для подтверждения выполнения обязательств по подотчетным сделкам следует:

- располагать копией предоставленных данных (например, в XML);

- иметь письменное подтверждение присвоения ID вашей сделке в системе Кипра или аналогичной, которая действует в другой стране ЕС.

Внимание! В случае несоблюдения обязательств по раскрытию информации в соответствии с правилами DAC6 ЕС предусматриваются штрафные санкции в сумме от 1 000 до 20 000 EUR. Дополнительные инструкции по санкциям будут озвучены в ближайшее время.

Если вы как посредник или налогоплательщик работаете с трансграничными сделками и сталкиваетесь со сложными процедурными вопросами, рекомендуем воспользоваться профессиональной консультацией у наших экспертов. С нашим участием вы сможете совершать операции на Кипре и выполнять обязательства по отчетности в установленные сроки. Если вы нуждаетесь в получении более подробной информации, воспользуйтесь индивидуальной консультацией у наших специалистов. Ждем ваших обращений!

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации
gettotop
X

Присоединитесь к нашему закрытому клубу по международному бизнесу и налогам

Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.