Расширьте границы вашего бизнеса!

База Знаний

Суд ЕС наносит серьезный удар по публичным реестрам бенефициарных собственников

Суд ЕС наносит серьезный удар по публичным реестрам бенефициарных собственников

December 2, 2022
Сергей Руденко
Техническая статья

22 ноября Суд ЕС заявил, что «положение директивы о борьбе с отмыванием денег, в соответствии с которым государства-члены должны обеспечить, чтобы информация о бенефициарной собственности корпоративных и других юридических лиц, зарегистрированных на их территории, была доступна широкой общественности, является недействительным».

Согласно суду, предоставление доступа к такой информации является серьезным нарушением основных прав на уважение частной жизни и защиту персональных данных.

Нынешнее решение, вероятно, будет иметь практические последствия за пределами ЕС, включая Великобританию. Она была первой страной, которая ввела публичные реестры бенефициарных собственников британских компаний и партнерств (известные как «реестры PSC») в 2016 году, за которыми последовали публичные реестры зарубежных организаций, владеющих землей в Британии («реестр ROE») в марте 2022 года. Точно так же Великобритания продолжает придерживаться принципов GDPR, и поэтому решение ЕС будет внимательно отслеживаться в Великобритании.

История вопроса

Централизованные реестры бенефициарных владельцев впервые были упомянуты на встрече стран «Большой восьмерки», организованной тогдашним премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном в Северной Ирландии в июне 2013 года.

В мае 2015 года ЕС принял новую версию директивы по борьбе с отмыванием денег (4-ю), статья 30 которой требует от государств-членов ЕС введения централизованных реестров бенефициарного владения компаниями.

Статья 30 4-ой Директивы по борьбе с отмыванием денежных средств (4AMLD) предусматривала доступ к реестрам для государственных органов, а также любому лицу, которое могло предоставить подтверждения «правомерности интереса» в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, при этом Европейский парламент отнес журналистов-расследователей к категории лиц, обладающих «правомерным интересом».

Согласно 4-ой Директиве государства-члены должны были ввести централизованные реестры к 26 июня 2017 года. Однако правительство Дэвида Кэмерона было на шаг впереди и 25 июня 2014 года объявило о планах сделать публичные регистры Великобритании общедоступными. Реестры Великобритании о лицах, обладающих значительным контролем, вступили в силу в апреле 2016 года.

После череды террористических атак в конце 2015 и 2016 годов Европейская комиссия опубликовала планы по ужесточению мер 4-ой AMLD для более эффективной борьбы с терроризмом. Первый проект не внес никаких изменений в требование о «правомерном интересе».

Однако после публикации «Панамских документов» в апреле 2016 года Европейский парламент вскоре представил поправку к статье 30, согласно которой требование о предоставлении доказательств «правомерного интереса» отменялось и вводились полностью публичные реестры бенефициарных владельцев.

Исследование компании Мишкон де Рея внутренних документов ЕС свидетельствует о том, что Европейская комиссия и Европейский совет (который представляет правительства государств-членов ЕС) были категорически против отмены мер безопасности из соображений защиты данных. 2 февраля 2017 года Европейский инспектор по защите данных также выступил с критикой, заявив, что поправки несоразмерны, «значительные и ненужные риски для прав личности на неприкосновенность частной жизни и защиту данных».

Эти опасения были высказаны на фоне GDPR (Общий регламент ЕС по защите персональных данных), который был принят годом ранее (27 апреля 2016 г.) после разоблачений Эдварда Сноудена.

Поскольку институциональный тупик не удалось разрешить, 20 декабря 2017 года послы ЕС достигли политического соглашения в поддержку позиции Европейского парламента, что подготовило почву для принятия 5-й Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег 30 мая 2018 года.

Люксембург был одним из первых государств-членов ЕС, внедривших 13 января 2019 года публичный реестр бенефициарных владельцев, информацию о котором возможно найти онлайн и которая находится в свободном доступе.

В октябре 2020 года компания Мишкон де Рея подала пять апелляций в окружной суд Люксембурга при содействии местной фирмы Luther. Другие апелляции были поданы NautaDutilh и Elvinger Hoss, и 13 ноября 2020 года окружной суд передал вопрос о совместимости реестра Люксембурга с основными правами на неприкосновенность частной жизни и защиту данных в Суд Европы. Компания подала отдельную жалобу, касающуюся GDPR, в органы по защите данных Люксембурга.

После публикации заключения генерального адвоката ЕС 20 января 2022 года Мишкон де Рея опубликовал серию статей и экспертных заключений, в которых обсуждались внутренние документы ЕС, свидетельствующие о широко распространенном несогласии с новыми правилами.

Исследование компании Мишкон де Рея также показало, что Европейская комиссия была против введения требований ФАТКА в ЕС. Что касается государственных реестров, то опасения были сняты благодаря действиям правительства Великобритании, которое заключило соглашение ФАТКА с Соединенными Штатами всего через несколько недель после отчета о защите данных, опубликованного Рабочей группой ЕС по защите данных от имени Европейской комиссии. Согласно отчету «массовая передача и проверка всех этих данных - не лучший способ достичь цели [ФАТКА]» и «следует рассмотреть альтернативные, более избирательные, менее всеобъемлющие меры, чтобы уважать частную жизнь законопослушных граждан».

28 октября 2021 года Мишкон де Рея подал иск в Высокий суд Лондона от имени гражданки Великобритании, родившейся в США, известной как «Дженни», утверждая, что автоматическая обработка и обмен персональными данными в соответствии с ФАТКА без каких-либо признаков уклонения от уплаты налогов нарушает фундаментальное право Дженни на неприкосновенность частной жизни и подвергает ее данные ненужным рискам взлома и потери.

Реакция общественности

Джеймс Кармби, партнер и глава отдела частного капитала Стивенсон Харвуд, назвал данное решение «смертельным ударом по государственным реестрам ЕС».

В комментарии на LinkedIn он отметил: «Это потрясающая новость, и я так рад этому, что мне хочется расцеловать судей. Я всегда полагал, что публичные реестры были чрезмерной мерой, принятой в связи с законодательством по борьбе с отмыванием денег (AMLD). И оказалось, что немало людей в самом ЕС разделяли эту точку зрения.

Напрашивается вопрос — как мы оказались с публичными реестрами, когда ЕС знал, что это чрезмерно? Я не могу дождаться, чтобы увидеть, каким будет официальный ответ ЕС. Отменят ли они статью 30 Директивы AML?»

Такое решение последовало за небольшим количеством апелляций, поданных в Люксембурге, в том числе от Мишкон де Рея.

В информационной записке Филиппо Нозеда, партнер Мишкон де Рея, который курировал рассмотрение апелляций компании, заметил, что «сегодняшнее решение представляет собой победу защиты данных и верховенства закона в крайне политизированном контексте».

«Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что Европейская комиссия считала предоставление неизбирательного доступа к значимой личной информации о собственности компаний в эпоху GDPR непропорциональным и неприемлемым. Однако Комиссия согласилась со сторонниками публичных реестров и удовлетворила требования негосударственных организаций после публикации «Райского досье» в конце 2017 года».

«Никто не должен заниматься отмыванием денежных средств или финансированием терроризма. Однако борьба с преступностью должна вестись с соблюдением основных прав законопослушных граждан. Никто не будет мириться с полномочиями на обыск и въезд без судебного контроля. В мире происходит конструктивное обсуждение последствий, связанных с защитой данных от вторжения технологий в частную жизнь, развернутых электронными коммерческими платформами, работодателями, полицией или разведками.

«Однако, когда дело доходит до бенефициарного владения компаниями и банковскими счетами, резонансные публичные акции, проводимые высокоорганизованными и целеустремленными сторонниками принципов прозрачности, преуспели в том, чтобы загнать в тупик обсуждения целей и средств, а также принципов пропорциональности, который является сутью правового государства.

«Нынешнее решение подтверждает, что сторонники принципов прозрачности были неправы, продвигая однобокий подход, и что обществу нужны взвешенные дискуссии по вопросам, которые имеют последствия для защиты данных».

Если вы нуждаетесь в консультативной поддержке по вопросам реестров, регистрации компании и сопутствующим юридическим и налоговым вопросам, обращайтесь к нам по любому из указанных на сайте каналов связи. Ждем ваших обращений!

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации
gettotop
X

Присоединитесь к нашему закрытому клубу по международному бизнесу и налогам

Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.