В постоянно меняющейся обстановке судоходная отрасль сталкивается с огромными проблемами, вытекающими из необходимости преобразования отрасли в «зеленую зону» и удовлетворения экологических требований и меняющихся правил. Большинство судовладельцев предпочитают либо трансформировать свой текущий флот, либо строить новые суда, чтобы соответствовать обновленным экологическим нормам, которые включают, среди прочего, положения о сокращении выбросов парниковых газов и смягчении последствий загрязнения воздуха, биологического обрастания, загрязнение пластиком и подводный шум.
Это неизбежно, что трансформация сектора требует соответствующего финансирования, и финансирование судов стало критически важным для судостроительного сектора и судоходных компаний по всему миру. Аспект финансирования судоходства включает в себя как корпоративное управление финансами судоходных компаний для рефинансирования существующих долгов, так и финансирование строительства новых судов.
Кипр, как один из ведущих морских центров (Реестр Кипра классифицирует его как 11-й по величине торговый флот в мире и 3-й по величине флот в Европейском союзе), является одним из центров финансирования судов как через морской сектор, так и через предоставление решений секьюритизации для финансирования.
Ниже мы кратко проанализируем инструменты, с помощью которых финансирование судовой компании и/или судна может быть обеспечено в соответствии с законодательством Кипра и, в частности, главой 113 Закона о компаниях Кипра («Закон о компаниях») и Торговым судоходством (Регистрация судов, продажи и ипотеки) с 1963 по 2020 год (Закон 45/1963) («Закон о торговом судоходстве»).
Залог акций компании является широко используемым инструментом, поскольку он обеспечивает коммерческую безопасность на Кипре. Он также используется в качестве обеспечения в области финансирования судоходства в случаях, когда судно принадлежит юридическому лицу, зарегистрированному на Кипре. Залог акций происходит путем заключения договора о залоге акций, в котором указываются условия залога и предусматривается, что при заключении договора залогодержателю должны быть одновременно предоставлены определенные документы, т.е. конкретные механизмы обеспечения, которые будут способствовать эффективному исполнению залога во внесудебном порядкеа.
Документация должна позволять залогодержателю взыскать залог в случае неисполнения обязательств без необходимости участия в длительных судебных процедурах. Таким образом, документация, предоставленная залогодержателю залогодателем, позволяет залогодержателю передать акции на свое имя в случае неисполнения обязательств, предусмотренных договором о залоге акций. Заложенные акции должны быть полностью оплачены, и к ним не должно быть предъявлено никаких иных требований.
Залог — форма реального обеспечения, предоставляющая залогодержателю имущественные права на акции, принадлежащие залогодателю. Владение заложенным имуществом может быть фактическим или, чаще, косвенным. Фактическое владение имуществом вызывает опасения в отношении риска и обязательства по соблюдению интересов. Таким образом, косвенное владение является более распространенной практикой.
Наиболее распространенным способом обеспечения финансирования судов являются ипотечные кредиты. Соответствующая законодательная база Кипра (Закон о торговом судоходстве) позволяет регистрировать судно или долю в отношении судна в качестве обеспечения для создания и/или секьюритизации кредита. Точнее говоря, обеспечение судна будет использоваться судовладельцем как инструмент для получения соответствующего финансирования для покупки и/или преобразования и/или строительства судна, в то же время кредитор приобретет долю заложенного судна. Двумя сторонами соглашения об ипотеке судна будут залогодатель, который является судовладельцем, и залогодержатель, который является кредитором.
Ипотека всегда должна сопровождаться договором залога, в который включены коммерческие/контрактные условия соглашения между залогодателем и залогодержателем, которые в значительной степени отражают согласованные положения между кредитором и заемщиком, поскольку они включена в основной документ (кредитный договор). Хотя соответствующий Закон не предписывает конкретную форму соглашения об односторонних обязательствах, в соответствии с Законом о торговом мореплавании он является обязательным для отражения конкретных условий и вопросов. Они включали, но не ограничивались следующим:
• погашение основного долга,
• выплата процентов,
• страховки и их продление,
• применение страховых выплат,
• ограничения на использование судна,
• случаи неисполнения обязательств, при которых законные или иные согласованные полномочия залогодержателя могут быть осуществлены, и
• полномочия залогодержателя.
Следует отметить, что в соответствии с положениями 4.3(e) Первого приложения к Закону о гербовом сборе от 1965 г. заложенные документы освобождаются от каких-либо обязательств по гербовому сбору. Этот параметр, безусловно, является дополнительным стимулом для сторон, заинтересованных в приобретении и регистрации судна под кипрским флагом.
Ипотека и соглашение об односторонних обязательствах подлежат регистрации в соответствующем Реестре Министерства морского судоходства Кипра. В указанном реестре регистрируются сведения об ипотеке, о бенефициаре, дате-времени создания судна или количестве заложенных акций. Время и дата ипотеки важны и играют неотъемлемую роль, так как приоритетность ипотеки регулируется соответствующим временем и датой ее оформления. Также отмечается, что весьма распространенной практикой является оформление залога и его заполнение регистратором Реестра Министерства морского судоходства Кипра одновременно с оформлением основновополагающего документа (кредитного договора) с целью устранения любого пробела в обеспечении, который может возникнуть между оформлением кредитного договора и регистрацией залога в соответствующем реестре. В дополнение к вышеупомянутой процедуре регистрации и в соответствии с положениями раздела 90 Закона о компаниях, в случае, если судовладелец является юридическим лицом, зарегистрированным на Кипре, ипотека также может быть зарегистрирована в Реестре компаний Кипра в течение 21 дня с день создания соответствующего начисления. Ипотека может быть выписана из Реестра компаний путем подачи соответствующего заявления (сопровождаемого отказным письмом, подписанным кредитором/залогодержателем) и из соответствующего Реестра Министерства морского судоходства Кипра после подписания меморандума о прекращение действия договора или обязательства.
Как следует из вышеупомянутого краткого описания соответствующих процедур, Кипр создал хорошо структурированную основу для финансирования судов, чтобы обеспечить необходимые системы безопасности для требовательного и постоянно меняющегося рынка судоходной отрасли. Кипр, как ведущая морская страна, может и будет играть решающую роль в этой трансформации, предлагая привлекательные и удобные решения как финансистам, так и судовладельцам, желающим развивать или модернизировать свой флот.
Если вы нуждаетесь в дополнительной информации, касающейся судового финансирования на Кипре, обращайтесь за консультацией к нашим экспертам. Мы работаем быстро, профессионально, конфиденциально. Ждем ваших обращений!
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!