Расширьте границы вашего бизнеса!

База Знаний

Усиление контроля над финансовым рынком Сингапура. Новые полномочия MAS

Усиление контроля над финансовым рынком Сингапура. Новые полномочия MAS

February 7, 2022
Сергей Руденко
Техническая статья

Не секрет, что сегодня быстро меняющийся ритм жизни и постоянно обновляющиеся условия существования бизнеса заставляют каждого из нас держать руку на пульсе, чтобы соответствовать требованиям времени и при этом оставаться в рамках традиционных ценностей. Конечно, многие юрисдикции предпочитают более консервативный путь развития. Выбрав «свой курс» однажды, они придерживаются традиционного направления долгие годы, не стараясь искать новые и смелые решения. Однако существуют страны, которым удаётся грамотно сочетать требования времени при сохранении традиций. Именно к таким  относится Сингапур.

За последние несколько десятилетий в этом городе-государстве созданы идеальные условия для старта и развития бизнеса. Если же говорить о законодательной составляющей, то все законы ориентированы на развитие предпринимательской деятельности. Однако любые нововведения актуальны только в том случае, если они не нарушают баланс между современными требованиями и теми условиями, которые во второй половине XX века закрепили за Сингапуром статус «экономического чуда».

Сегодня Сингапур – это перспективная юрисдикция с довольно гибкими условиями развития бизнеса по многим направлениям. Однако власти Сингапура не готовы полностью отказываться от контроля рынка. Совершенно очевидно, что свободная экономика не должна наносить ущерб законодательной, судебной и исполнительной системам власти. Нам хорошо известно, как в прежние времена офшорные территории старались сохранить тайну вкладов и анонимность бенефициаров. Подобные тенденции неизбежно ведут к возникновению проблем с финансовыми регуляторами. Кроме того, появляется риски включения санкций и оказания давления со стороны международного сообщества.

В связи с этим традиционные офшоры и мидшоры придерживаются общепринятых «правил игры» и стараются «дружить» с теми, от кого зависит качество их жизни.  

Если же что-то «пойдет не так», в адрес традиционных офшоров будут приниматься неприятные и чувствительные для них меры:

  • закрытие всех европейских программ, ответственных за получение гражданства посредством инвестиций;
  • введение более жесткого контроля за бенефициарами;
  • введение обязательных реестров акционеров/ собственников;
  • прозрачность банковского сектора;
  • расширение критериев высокорискованного бизнеса.

С появлением новых полномочий Денежно-кредитного управления Сингапура (Monetary Authority of Singapore, MAS) ведение бизнеса в юрисдикции станет более сложным, и как следствие юрисдикция рискует потерять свою привлекательность для инвесторов.  Кроме того, нельзя игнорировать наличие конкуренции с Тайванем, Южной Кореей, Гонконгом. С учетом перечисленных обстоятельств все это может стать «спусковым механизмом» к потенциальному закату Сингапура.

Тем не менее правительство Ли Сяньлуна (Lee Hsien Loong) вынуждено было идти на этот шаг, поскольку особого выбора у премьера не было.

Итак, какие же нововведения грядут в Сингапуре и как это может повлиять на течение бизнеса в городе-государстве?

Если вам нужна более полная информация по данной теме или вы нуждаетесь в практических рекомендациях по ведению бизнеса, свяжитесь с экспертами нашего портала. Сделать это можно прямо сейчас, оставив свою заявку на сайте или используя любой другой канал связи. Ждем ваших обращений!  

Какие новшества ждут Сингапур

Задачи, связанные с усилением полномочий MAS:

  • укрепить финансовый сектор Сингапура;
  • обеспечить более эффективное управление технологическими рисками;
  • предотвратить участие в банковской/финансовой отрасли мошеннических схем, действия криминальных элементов и преступных сообществ.

По мнению аналитиков, принимаемые меры существенно снизят системные риски, которые ставят под сомнение стабильность всей отрасли, а в перспективе неизбежно приведут к значительным деструктивным изменениям.

Впервые о нововведениях заговорили в июле 2021-го года. В тот же день был предложен к рассмотрению доступный список расширенных полномочий MAS. В   планах стоял вопрос о принятии нового системообразующего закона о финансовых услугах и рынках. Закон должен был бы упорядочить существующие разрозненно регулирующие/регламентирующие акты.

По мнению чиновников MAS, нововведение сможет предотвратить сомнительные действия всех участников рынка. Однако о том, что MAS с принятием закона получит дополнительные полномочия, предпочитают умалчивать. И это понятно: свободное общество вряд ли «обрадуется» принятию дополнительных разрешительных документов на запретительные/ограничительные законодательные акты, которые придётся исполнять в обязательном порядке.

Критике со стороны скептиков подверглись размытые формулировки озвученных предложений, а главный критерий, на котором держатся все нововведения, – квалификация того или иного поступка (misconduct) как «непригодного» (unsuitable) для работы на финансовом рынке, также допускает вариативность. Таким образом, критерии оценки, позволяющие «включать» различную интерпретацию, не могут носить строго закрепленный порядок. В связи с этим можно предположить, что зачастую будет «работать» схема:

- пункт первый: начальник всегда прав;

- пункт второй: если начальник не прав, смотри пункт первый.

И хотя для Сингапура такой подход не является нормой, скорее всего, опасения на подобный «прогноз» небеспочвенны.

В новом документе важнейшее значение уделяется вопросу противодействия отмыванию денег, финансирования терроризма, а также тому, кто предоставляет услуги цифровых токенов за границами Сингапура. Надо сказать, что в юрисдикции законы, регулирующие движение цифровых токенов, уже существуют.  Однако, по мнению представителей власти, они не соответствуют требованиям времени и их надо ужесточать.  

Цифровая платформа COSMIC

Цифровую платформу COSMIC презентовали  не так давно, а именно 1 октября 2021 года. В связи с этим говорить о перспективах влияния COSMIC на индустрию преждевременно.  

По своим основным принципам работы COSMIC сопоставим с системой автоматического обмена финансовой и налоговой информацией CRS (Common Reporting Standard). Отличительная черта заключается в том, что COSMIC будет представлять собой не набор административных правил и нормативных документов, а цифровую платформу. Об основных задачах платформы было сказано выше, но мы повторимся: главная задача - предотвращение финансирования терроризма и отмывания денег.

COSMIC представляет собой достаточно интересный проект. Тем не менее во всем мире насчитывается не так уж много юрисдикций, которые готовы решиться на подобные меры. Особенно непонятно, как COSMIC будет сочетаться с CRS и в какой степени они смогут взаимодействовать с финансовыми структурами других стран. Можно сделать осторожный прогноз, что меры, которые старательно «продвигают» международные финансовые регуляторы, каждая страна выберет в соответствии со своими предпочтениями и они могут оказаться не в пользу COSMIC. Наши предположения основаны на том, что нововведения, связанные с COSMIC, осторожно критикуются на всех уровнях и пока не находят должной поддержки со стороны.  

Подведем итоги:

  • платформу COSMIC можно назвать совместным проектом ряда крупнейших коммерческих банков Сингапура: DBS, OCBC, UOB, SCB, Citibank и HSBC;
  • свободного доступа к информации не будет. Однако говорить о её полной «закрытости» некорректно;
  • тотального обмена информацией не планируется. Для доступа к информации понадобятся весомые основания и четко сформулированные цели, о которых говорилось выше;
  • COSMIC должен создать условия для «бесшовной» интеграции с имеющимися инструментами анализа финансовой информации;
  • право доступа получит только MAS. Транслировать информацию «на сторону» не планируется;
  • планируемая дата запуска COSMIC – Q1/Q2 2023;
  • в ноябре 2021 года MAS состоялось обсуждение заинтересованных сторон по вопросам будущих новшеств, результатом которых стали внесенные изменения в проектную документацию.

Изменения в полномочиях MAS

Если говорить о предстоящих поправках, которые планируется ввести в действующее законодательство, у некоторых скептиков может сложиться впечатление, что MAS выступает в роли «узурпатора» власти. Однако это ошибочное суждение. Какие бы прогнозы относительно «влиятельного» Сингапура ни делались, рано или поздно он сравняется в правах с любой офшорной юрисдикцией.

Перечень законов, в которых будут расширены полномочия MAS:

- закон о кредитных учреждениях (Credit Bureau Act);

- закон о банковской деятельности (Banking Act, [BA]);

- закон о финансовых консультантах (Financial Advisers Act, [FAA]);

- закон о платёжных услугах (Payment Services Act, [PS Act]);

- закон о трастовых компаниях (Trust Companies Act, [TCA]);

- закон о ценных бумагах и фьючерсах (Securities and Futures Act, [SFA]);

- закон о страховании (Insurance Act, [IA]);

- общий закон о функционировании финансового сектора, которому пока не присвоили официальное название (new Act, relevant Acts).

Группы поправок и изменений:
  • Часть A: расширение сферы надзорных, следственных контролирующих полномочий MAS;
  • Часть B: дополнительные официальные комментарии, которые даются к реальному применению новых законов (SFA, FAA, TCA);
  • Часть C: расширение полномочий MAS по рекомендациям в рамках SFA с целью контроля финансовых учреждений в случае ведения нерегулируемого бизнеса.
О нововведениях к части A:
  • расширение полномочий по личному досмотру и записи показаний допроса;
  • право на получение судебного ордера в том случае, если лицо проигнорировало явку на допрос;
  • право на запрос информации по делу и обращение к любому причастному лицу;
  • обязательное предоставление копии допроса лицу, которое присутствовало на допросе;
  • право на получение доступа в помещение без специального ордера;
  • право на запрос судебного ордера на изъятие доказательств;
  • передача доказательной информации по делу между NAS, полицейскими службами и органами прокуратуры.
О нововведениях к части B:
  • разъяснительный комментарий по применению новых полномочий MAS (по SFA, FAA и TCA).
О нововведениях к части C:
  • применение стандартов для лиц, имеющих отношение к нерегулируемому бизнесу;
  • контроль за деятельностью нерегулируемого бизнеса;
  • деятельность тех лиц, которые заинтересованы в нерегулируемом бизнесе и так или иначе связаны с ним.

Подведем итоги и дадим рекомендации

Нововведения такого уровня, как расширение полномочий MAS случаются не так уж часто. Для правительства Сингапура принять такое решение – большая ответственность. Это связано с тем, что любое «закручивание гаек» на государственном уровне, особенно если это идет сверх меры, провоцирует недовольство партнеров, нарушение баланса, снижает темпы развития экономики страны, а иногда и утрату лидирующих позиций в мировой экономике.

Похожие прецеденты случались в прошлом: например, в средние века в Испании/Португалии или во второй половине 20 –го века в Великобритании (парад суверенитетов колоний). Происходит это и сейчас, например, в США.

Таким образом, чтобы нововведения «сработали», нужны определенные условия. Во-первых, важно принять необходимость в новшествах как данность. Надо понять, что эти решения назрели, они принимаются на объективной почве и лишены авантюрности.

Во-вторых, в любых кардинальных переменах важно найти разумную грань или осмысленный баланс между необходимостью, безопасностью и комфортом для всех участников процесса. Если «закрутить гайки» чуть покрепче, бизнес «будет искать» другие юрисдикции. И таких мест сегодня достаточно, тем более, что желающих «потеснить» сегодня Сингапур с лидирующих позиций более чем достаточно. Если позволить себе «полумеры», то смысл в новшествах и вовсе теряется.

Надо принять как факт: новшества назрели, и сегодня необходимость в них связана с требованиями международных финансовых регуляторов.  Кроме того, принятие нововведений отражает реалии сегодняшнего дня, а потому игнорировать их попросту глупо. Нельзя откатываться в день «вчерашний»: это путь «в никуда».

В-третьих, нововведения создадут почву для жёсткого, но справедливого контроля.

Сингапур принадлежит к категории стран, где к законам относятся уважительно. Но это вовсе не означает, что экономических и финансовых правонарушений в стране не существуют. Конечно, они есть в любой юрисдикции. Здесь важно другое: какова реакция со стороны регулятора на правонарушения. Если возникает необходимость быстрого и справедливого наказания, значит, все в порядке. Разумный баланс соблюден.

Вместо заключения:

Делать прогноз о влиянии новшеств на бизнес пока не приходится. Все прояснится, когда рынок «приспособится» к новым условиям игры и станет очевиден ожидаемый от них результат. Какой бы поворот в этом деле ни случился, бизнес в Сингапуре сохранит на долгие годы свои устойчивые позиции. Он будет выгодным, безопасным и, надеемся, свободным.

Если вы нуждаетесь в получении дополнительной информации, воспользуйтесь запросом на индивидуальную консультацию. В случае обращения к нам вы сможете обсудить вопросы, связанные с:

- регистрацией компании,

-  бухгалтерским обслуживанием компании,

- личными налоговыми обязательствами,

- корпоративными налоговыми обязательствами,

- защитой и диверсификацией активов,

- возможностью получения ВНЖ, ПМЖ и гражданства,

- масштабированием бизнеса,

- редомициляцией бизнеса.

Ждем ваших обращений!

Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации
gettotop
X

Присоединитесь к нашему закрытому клубу по международному бизнесу и налогам

Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.