В последние годы перед налоговыми органами разных юрисдикций достаточно остро встал вопрос раскрытия реальных собственников компаний. С каждым годом становится все сложнее найти такую юрисдикцию, в которой реестр бенефициаров оставался бы закрытым. Но они по-прежнему есть и, скорее всего, в ближайшее время никуда не денутся. Хотя в мире, где правят цифровые технологии, утечки информации, даже «закрытой», тоже случаются. От данной ситуации, как вы понимаете, на 100% не застрахован никто. Главное условие собственной безопасности и относительно спокойного сна является чистота поступления денежных средств.
Наличие достоверной информации о собственниках компании требуется главным образом для того, чтобы знать, кто стоит за той или иной бизнес-структурой, кто получает основную прибыль и, наконец, кто несет ответственность за ее деятельность. Не менее важен и вопрос участия в налоговых отчислениях. Нужно разобраться, какие именно бизнес-структуры имеют задолженности перед бюджетом юрисдикции.
Бенефициар — это собственник, выгодоприобретатель. Реестр бенефициаров — это государственная база данных, в которой содержится информация о собственниках компаний.
В современном мире бизнес стал значительно больше задумываться о повышении репутации своих компаний, оптимизации налогообложения. Предприниматели во всем мире стремятся найти более выгодные каналы импорта и экспорта товаров. При этом, используя законные схемы, они переводят свои активы и финансы в офшорные юрисдикции. Таким образом, не нарушая законодательства своей страны и офшорной юрисдикции, бизнес значительно увеличивает прибыль компании, поскольку основной задачей любого бизнеса по-прежнему остается увеличение прибыли компании и минимизация налогов. И тем не менее, даже предполагая вероятность возможного ухода части компаний из юрисдикции, правительства многих стран склоняются к тому, чтобы сделать реестр бенефициаров открытым. Конечно, для бизнеса, который не готов озвучивать реальные цифры своих доходов и обнародовать имена собственников, такая новость не принесла радости. Однако жизнь диктует свои более строгие требования и выдвигает новые условия.
Не так давно во многих печатных изданиях по всему миру был опубликован доклад Pandora Papers. Он произвел беспрецедентный резонанс среди мировой общественности, и в настоящее время налоговые органы Великобритании, США, стран ЕС изучают документы, опубликованные в этом досье, пытаясь дать оценку случившемуся.
Без сомнения, в первую очередь опубликованные документы плохо влияют на репутацию чиновников и политиков. Кроме того, растут риски потери имущества. После опубликования материалов досье стали очевидны масштабы приобретенного имущества многими влиятельными лицами. И если в результате расследования информация о наличии собственности и финансов подтвердится, возможны налоговые доначисления и даже административные и уголовные дела.
Конечно, для ограниченного круга фигурантов последствия данного досье наступят, но это коснется немногих. В связи с этим надо учитывать, что офшорные юрисдикции создаются для разных целей, в том числе их используют и для нелегальных действий, но «мазать» офшоры только черной краской все же не следует. Для бизнеса офшоры прежде всего представляют хорошую возможность произвести оптимизацию налогообложения, минимизировать свои расходы, а в некотором случае отстоять свои права. Однако ящик Пандоры «приоткрыли», после чего сложилось ощущение, что крупному капиталу грозит опасность.
В 2021 году все бизнес-сообщество было встревожено новостью о том, что Кипр запустил электронную версию реестра собственников компаний с переходным периодом до 2022 года. Для того чтобы местные компании успели выполнить требования правительства и налоговых органов, а также не попали под серьезные санкции, компаниям предоставили небольшую отсрочку в виде временного переходного периода. Для предпринимателей, которые не хотят, чтобы о факте владения предприятиями знали «посторонние», существуют юрисдикции, в которых на законных основаниях действует так называемый механизм «номинальных администраций». Владелец предприятия может за небольшую плату нанять формального директора, поскольку законодательство некоторых юрисдикций разрешает подобное оформление бизнеса. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что для налоговых органов Кипра решение вопроса, связанного с подготовкой полного реестра бенефициаров, оказалось не совсем простым. В настоящее время отсутствуют данные о том, какие компании и какие бизнес-структуры юрисдикции выполнили данные требования и передали сведения о своих собственниках в реестр, а какие пока не вышли «из тени».
Кипр традиционно использовался для создания более комфортных условий для финансовых компаний, холдинговых структур и различных инвестиционных фондов. В связи с этим данная юрисдикция долгое время была одной из самых популярных стран в международном налоговом планировании из-за гибкости налогового законодательства и других очевидных преимуществ. Многие мировые компании открывали на Кипре свои представительства и регистрировали «дочки». Юрисдикция долгое время считалась лидером по объёму инвестиций в страны бывшего постсоветского пространства.
Со временем Кипр постепенно утратил свое очевидное лидерство в плане инвестиций, однако не потерял прежней привлекательности. Сегодня, как известно, Кипр перестал быть офшором. Однако этот факт никак не повлиял на интерес к данной юрисдикции со стороны бизнесменов и инвесторов. Кипр по-прежнему привлекателен и интересен не только для деловых людей, но и для тех, кто уже добился успехов и построил карьеру, а теперь просто стремится к неторопливой и спокойной жизни на берегу Средиземного моря.
Современный Кипр открывает широкие возможности для любой категории граждан.
Однако ряд изменений на Кипре повлияли на то, что сегодня у бизнеса появились не только преимущества, но возникли и новые обязательства. Фирмам, зарегистрированным в юрисдикции, стали больше доверять во всем мире, что свидетельствует о возросшем авторитете островного государства на международном рынке.
Кроме того, Организация экономического сотрудничества и развития направила свои усилия на присоединение юрисдикции к Международным стандартам финансовой отчетности, внедрению правил по обмену налоговой информацией между странами, усилению борьбы с финансовыми преступлениями. В государстве, принявшем стандарт по обмену налоговой информацией (CRS), при открытии счета в любом банке юридическое лицо должно теперь предоставлять сведения о налоговом резидентстве держателя счета и его статусе. Данный договор направлен на противодействие размыванию налоговой базы и уклонению от уплаты налогов. Это правило закреплено на международном уровне. Налоговое резидентство определяется по национальным правилам государства, как прописано в стандартах (CRS). На сегодняшний день соглашение об избежание двойного налогообложения на Кипре действует довольно успешно.
В ближайшее время законодательная власть Кипра планирует присоединиться к Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, что, без сомнения, повысит международный статус юрисдикции по вопросам налогового контроля.
Но если вы чисты перед законом, бояться вам нечего. Кипр предоставляет для предпринимателей со всего мира огромные возможности для развития бизнеса.
В настоящее время эффективное налоговое администрирование предполагает межгосударственный обмен налоговой информацией. Согласно внутреннему законодательству юрисдикции информация об акционерах и директорах кипрских компаний находится в открытом реестре. Информация о собственниках кипрских компаний является конфиденциальной и может быть раскрыта только по решению суда.
В настоящее время Кипр может предоставлять налоговую информацию по запросам компетентных органов иностранных государств. В связи с этим данное обстоятельство нужно учитывать при корпоративном и налоговом планировании с использованием компаний юрисдикции или организации бизнеса в странах с аналогичными международными обязательствами. Основной целью автоматического обмена информацией и создания реестра собственников предприятий является противодействие налоговым преступлениям, а также террористической деятельности.
Одной из важнейших задач, которую ставит перед юрисдикциями Международный валютный фонд, G7, Всемирный банк, ФАТХ, ЕС, является создание реального реестра бенефициаров. Это связано с повышением контроля за «серыми» доходами граждан, борьбой с терроризмом, а также с противодействием борьбы с различными мошенническими схемами. Это возможно только в том случае, если установлена фактическая связь между физическим и юридическим лицами. Помимо создания реестров бенефициаров, в государстве, принявшем стандарт по обмену налоговой информацией (CRS), при открытии счета в любом банке юридическое лицо должно предоставить сведения о налоговом резидентстве держателя счета и его статусе. Для противодействия размыванию налоговой базы и уклонения по уплате налогов данное правило закреплено на международном уровне. Банковское учреждение наделено правом на предоставление в налоговую службу информации по счету клиента, а налоговая служба должна провести проверку данных по счету с налоговой службой той страны, в которой клиент является резидентом.
Внимание! Перечень подачи документов может немного меняться. Все зависит от политики конкретного банка, поэтому в каких-то случаях список подачи документов может быть больше или меньше указанного.
Для банковских и финансовых учреждений очень важна информация, получаемая из реестра бенефициаров UBO. На сегодняшний день это можно считать правовым механизмом отслеживания конечных собственников.
При выборе юрисдикции перед вами возникают многочисленные вопросы. Что нужно сделать для того, чтобы открыть свою фирму? Какие для этого придется преодолеть юридические барьеры? Кто поможет лучше разобраться, какие в этой стране законы? Кто даст профессиональный совет, что можно делать, а чего - категорически нельзя. Готовы ли вы оказаться в открытом реестре или стоит уже сегодня подумать о том, чтобы сменить юрисдикцию.
Как известно, с 2021 года все партнерства, трасты, компании обязаны подавать сведения о собственности в реестр бенефициаров UBO. Срок подачи трастовой информации - 6 месяцев.
И хотя доступ к информации имеют только компетентные органы в случае их официального запроса, многие эксперты в один голос утверждают, что создание подобного реестра послужит толчком для вывода из юрисдикции компаний и капиталов. Не секрет, что почти у каждого думающего состоятельного человека есть план «Б». Конечно, в этом нет ничего неожиданного. И тем не менее общеизвестный для всех факт очевиден: большинство состоятельных граждан держат часть своих финансов и активов в офшорных юрисдикциях, где существует номинальный сервис. Конечно, найти надежную офшорную юрисдикцию непросто. Но если вам помогают профессионалы, знающие все «подводные камни» в решении этого вопроса, то со всеми сложностями можно успешно справиться.
Чтобы правильно организовать свой бизнес на выбранной вами территории, вам потребуется изучить законодательную базу и особенности налогообложения этой страны. Наши специалисты с многолетним опытом работы на международном рынке готовы оказать вам необходимую консультативную поддержку по вопросам международного права, налогообложения, получения патентов, а также открытия счета и регистрации компании. Мы готовы помочь вам в решении ваших вопросов. Связаться с нами можно по любому из указанных на сайте телефонов или через электронную почту. Ждем ваших обращений!
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!