Концепция криптовалюты лежит в плоскости технологий и создания альтернативы существующим платежным системам, что вызвано, в большинстве своем, негативными последствиями финансовых кризисов и несправедливостью в сфере регулирования финансов и права. По убеждению многих, криптовалюта имеет все шансы стать альтернативой устоявшейся мировой финансовой системе и открыть новые возможности тем слоям населения и гражданам тех стран, которые лишены возможности работать с банковской финансовой системой.
Современные электронные платежные средства, называемые криптовалютой, отличаются децентрализованностью учета, прозрачностью транзакций, отсутствием внешнего администрирования и доступностью любому участнику.
При рассмотрении криптовалюты нельзя не отметить два понятия, с которыми неразрывно связана эта тема -«майнинг» (mining – (пер. с английского языка) добыча) и DLT (distributed ledger technology – (пер. с английского языка) технология распределенных баз данных).
Майнинг – это процесс генерации новых койнов криптовалюты. Койны появляются в процессе решения формул, точнее, в процессе сложного математического вычисления, которые производит ваш компьютер.
DLT, или технология blockchain – это технология, поддерживающая сети баз данных, в которой отсутствует необходимость контролировать и администрировать процессы; технология может быть доступна любому участнику системы.
Регулирование в области криптовалют сегодня характеризуется отсутствием единых стандартов. Каждый банк отдельно взятой юрисдикции руководствуется своими собственными подходами к регулированию электронной валюты. В редких случаях банки лояльно относятся к области цифровых валют, тщательно исследуя новую область и выпуская рекомендации. Чаще можно столкнуться с ограничением или полным запретом такой деятельности.
Любые решения в области применения технологии распределенных баз данных должны соответствовать законодательной базе той страны, в которой компания осуществляет деятельность.
Со своей стороны отметим, что применение технологии DLT может иметь значительный успех, если будет рассматриваться правовой системой в качестве активов, а именно кредитов, долговых инструментов, акций. Однако вопрос о наилучшем способе интеграции технологии в финансовую и торговую инфраструктуру остается открытым. Большое опасение вызывает потенциальное ограничение использования данной технологии при введении законодательного регулирования.
Открытым остается и вопрос о том, как наилучшим образом обезопасить систему и население мира от такой возможной и наиболее вероятной опасности, как киберпреступность, утечка данных, кража со счетов, коррупция, отмывание денег и др.
Что касается основных подходов к ограничению использования рассматриваемой технологии и криптовалюты, то следует отметить такие инструменты, как ввод налога (так, например, в Великобритании некоторое время назад был введен НДС на операции с криптовалютой), признание операции с криптовалютой незаконными, а также отсутствие должного регулирования с целью сдерживания развития данного направления.
Сегодня правительства разных стран стремятся принять законодательство для урегулирования этой сферы. Стремления поставить криптовалюту вне закона, ввиду распространенности явления и наличия соответствующего интереса со стороны населения, не наблюдается. Тем не менее, прослеживается отчетливое стремление контролировать систему, и сделки с криптовалютой являются достаточным основанием для проведения проверки в отношении компании на предмет отмывания денег, финансирования терроризма или иной незаконной деятельности.
С 1 января 2018 года в Гибралтаре вступил в силу акт, регулирующий использование технологии распределенного реестра (Financial Services Distributed Ledger Technology Providers Regulations 2017).
Под лицензирование в Комиссии по финансам Гибралтара (Gibraltar Financial Services Commission (GFSC)) подпадают следующие виды деятельности:
Для регистрации компании с такой деятельностью необходимо пройти предварительную процедуру оценки рисков бизнеса у регистрационного агента, а также проверку на возможность получения лицензии. Регистрационный агент имеет право отказаться дальше работать с клиентом в случае, если посчитает, что риски слишком высоки.
Необходимо помнить, что для целей получения лицензии и осуществления вышеперечисленной деятельности существенным является наличие офиса на территории Гибралтара, а также директора – гражданина Гибралтара. Директору будет необходимо пройти тщательную complinace-проверку, а также презентовать бизнес-план перед комиссией.
До 2014 года Великобритания характеризовалась отсутствием регулирования криптовалюты и рассматривала цифровую валюту в качестве одноцелевых ваучеров, облагаемых НДС в размере от 10 до 20%.
Сейчас в рамках ЕС и Великобритании не разработано нормативно-правовых актов, направленных на регулирование деятельности, связанной с криптовалютой. Тем не менее, наиболее применимыми к данной сфере актами являются Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID), Правила регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка (EMIR) и Положение о регулировании деятельности центральных депозитариев Евросоюза (CSDR).
В случае регистрации криптобиржи в Великобритании деятельность компании будет регулироваться Директивой о платёжных услугах 2009 года, а также Законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Для осуществления деятельности компании будет необходимо получить лицензию от Министерства по налогам и таможенным сборам.
Подводя итоги вышесказанного, хочется обратить внимание на то, что регулирование криптовалюты в современных реалиях не может быть однозначным, в силу возможностей, которые она предоставляет, а также потенциальных рисков, которые могут появиться. Несмотря на потенциальную угрозу, правительства стран редко стремятся поставить деятельность, связанную с криптовалютой, вне закона, что дает пространство для развития данной области.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!