В связи с заявлением Министерства финансов (МФ) от 14.03.2022 и в ожидании официальных указаний Европейской комиссии по вопросам, касающимся эффективного осуществления мер, рабочая группа собрала многочисленные запросы от участников рынка. Министерство финансов также предоставило некоторые предварительные рекомендации по отдельным конкретным вопросам.
Хотим отметить, что нижеследующее не должно трактоваться как имеющее преимущественную силу над рукодством, которое, как ожидается, предоставит Европейская комиссия.
1. В отношении лиц/организаций, не подпадающих под санкции
a. Юридические лица, организации или органы, образованные в России
В Регламенте Совета (ЕС) 2022/328 от 25.02.3022, вносящем поправки в существующий Регламент Совета (ЕС) 318/2014 от 27.03.2014 и, в частности, в статье 5, широко используется термин «юридические лица, организации или органы, учрежденные в России".
По мнению Минфина, определение организаций, учрежденных в России, относится только к организациям, инкорпорированным или зарегистрированным в соответствии с законодательством России, включая их филиалы. Таким образом, юридические лица, организации или органы, инкорпорированные или зарегистрированные в любой другой стране, помимо России, не подпадают под действие Регламента. К последним относятся, например, компании, инкорпорированные или зарегистрированные на Кипре в соответствии с кипрским законодательством, осуществляющие международную деятельность с территории Кипра, независимо от того факта, что компания может представлять интересы России. Разумеется, это не относится к физическим и юридическим лицам, находящимся под санкциями.
b. Запрет на размещение вкладов от граждан Российской Федерации или физических лиц, проживающих в России, а также юридических лиц, организаций или органов, учрежденных в России, более 100 тысяч от человека на одну кредитную организацию
По мнению Минфина, запрет на размещение депозитов на сумму более 100 тысяч от одного лица на кредитное учреждение не должен применяться в случаях, когда суммы предназначены для погашения собственных обязательств (например, кредиты, текущие счета).
2. В отношении лиц/организаций, находящихся под санкциями
a. Услуги, предоставляемые лицам/организациям, находящимся под санкциями
По мнению Минфина, предоставление услуг субъекту, находящемуся под санкциями, может и разрешается только тогда, когда эти услуги:
• относятся к тем, которые являются абсолютно жизненноважными, и
• строго ограничиваются основными видами деятельности, без которых физическое/юридическое лицо не сможет функционировать на законных основаниях.
В заключении Европейской комиссии от 29.08.2019 подтверждается, что основные услуги включают в себя составление годовых отчетов, ведение бухгалтерского учета, декларирование налогов, обеспечение административного управления (строго ограниченного тем, что необходимо для продолжения деятельности) компании, уплату налогов.
Отмечается, что, если впоследствии при проверке разрешения на оплату этих услуг компетентные органы не признают данные услуги необходимыми,то проведение оплаты услуг будет отклонено.
b. Общее разрешение на определенные платежи от лиц/организаций, находящихся под санкциями
По мнению Минфина, разблокирование кредитной организацией замороженных средств для выплаты сумм, причитающихся государственным органам (налоги, взносы на социальное страхование, коммунальные платежи), разрешается.
Общее разрешение на конкретные платежи предоставляется только в отношении платежей государственным органам, чтобы гарантировать, что доступ к средствам без получения соответствующего разрешения не будет возможен для лиц, находящихся под санкциями.
Кредитные учреждения несут ответственность за то, чтобы эти суммы предназначались для перевода государственным службам, чтобы суммы были умеренными, а высвобождение средств было возможно лишь посредством перевода или прямого дебетования со счета лица, на которое распространяются санкции, государственному органу.
Кредитные учреждения несут ответственность за раскрытие компетентным органам сумм, высвобождаемых организациями, находящимися под санкциями, с предоставлением соответствующих доказательств согласно общему разрешению в конце каждого месяца. Любая другая сумма, высвобожденная кредитным учреждением, будет рассматриваться как предоставление средств подсанкционному лицу без разрешения.
3. Для любых иных изъятий замороженных средств, которые могут быть разрешены в соответствии с Регламентом Совета ЕС 269/2014 от 14.03.2014, кредитные организации должны обращаться в компетентный орган, Консультативный орган по экономическим санкциям (ΣΕOK), согласно существующим процедурам.
4. По любым другим заявлениям об освобождении от запретов, связанных с финансовым сектором, заинтересованные лица должны обращаться в компетентный орган, Объединение по реализации санкций в финансовом секторе (MEK) в соответствии с существующими процедурами.
Важно: данное руководство предоставляется на неофициальной основе и не связывает Министерство финансов какими-либо обязательствами. Только Суд ЕС правомочен авторитетно интерпретировать законодательство Евросоюза.
Один раз в неделю мы отправляем нашим подписчикам самые свежие новости и специальные предложения!